ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННОЙ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ Черемных М.П., к.п.н., директор АМОУ «Гуманитарный лицей»
Старшая школа как Школа работы с будущим Организационно-педагогические условия модели новой старшей школы: Индивидуализация учебного процесса Переход от «знаниевого» к «способному» содержанию образования Организация пространства рефлексии и мыследеятельности Расширение пространства социальной реализации учащихся Развитие сетевых форм организации образовательной деятельности
Индивидуальный проект в образовательном пространстве старшеклассника Индивидуальный проект
Индивидуальный проект в структуре учебного плана ОУ в логике ФГОС С(П)ОО Образовательные области, учебные предметы Индивидуальный проект Предметы и курсы по выбору Инвариантная часть 2/3Вариативная часть 1/3
Оценка образовательных результатов в СШ Традиционная модель оценки в Старшей школе Оценка академической успешности Итоговая аттестация как академическое испытание Итоговая оценка – формальный «вход» в высшее образование Выбор итоговой работы ограничен перечнем изученных предметов Привлечение представителей педагогического сообщества (школы, вузы) к организации итогового испытания Организация межшкольного итогового испытания на уровне муниципалитета (на основе формального признака – сдача одного предмета) Итоговая аттестация предполагает оценку результата выполнения работы Новая модель оценки в Старшей школе Комплексная оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования Итоговая аттестация как предпрофессиональная проба Итоговая аттестация – осознанный «вход» в высшее образование Старшеклассник самостоятельно выбирает содержание и форму пред профессионального индивидуального испытания Привлечение представителей не только педагогического сообщества к организации итогового испытания (например, представители конкретных профессиональных областей) Организация межшкольного итогового испытания на уровне муниципалитета (на основе общего интереса и тематики итоговых работ) Итоговая аттестация предполагает оценку не только результата, но и процесса выполнения работы
Выбор учащимся предпрофессиональной пробы Три составляющих выбора: 1. Тип деятельности (гностическая, проектировочная, конструктивная, коммуникативная, организаторская) 2. Сфера деятельности (Человек-Человек, Человек-Природа, Человек-Техника, Человек-Художественный образ, Человек-Знак) 3. Разновидность предпрофессиональной пробы (из предложенных вариантов или на основе собственного замысла)
Примеры пред профессиональных проб Тип деятельности Сфера деятельности Гностическая ПроектировочнаяКонструктивная КоммуникативнаяОрганизаторская Человек-Человек Социально- психологическое исследование Аудио-экскурсия по родному городу Разработка модели портфолио Дебаты на актуальную тему Создание школьной команды КВН Человек-Природа Доклад на экологическом форуме Приют для бездомных животных Карта экологического маршрута Презентация природного уголка Удмуртии Экскурсия в зоопарк для начальной школы Человек-Техника Прогноз развития технических устройств Техническое оснащение кабинета физики Действующая модель технического устройства Консультативная служба по решению технических проблем Выставка технического творчества школьников Человек- Художественный образ Критическая статья о современном искусстве Сценарий школьного спектакля Видеоклип Круглый стол на тему «Современное искусство» Организация концерта для учителей Человек-Знак Исследование символизма тату Проект городской уличной разметки Картирование образовательных ресурсов города Обучение младших школьников стенографированию Развитие знакового пространства школы
Организация пред профессионального индивидуального испытания Предпрофессиональное индивидуальное испытание носит публичный характер Оценивает испытание муниципальная экзаменационная комиссия Испытание проводится в групповой форме (старшеклассники из разных школ объединяются в группы с учетом тематики итоговых работ) Основная форма испытания – презентация и защита реализованного индивидуального проекта и результатов / продуктов, полученных в ходе его реализации Итогом испытания является определение уровня освоения учащимися метапредметных результатов и личных образовательных достижений, которые фиксируются в характеристике-рекомендации для обучения на следующей ступени образования
Оценка итоговой работы старшеклассника 4 составляющие оценочной процедуры: 1. Оценка результата / продукта деятельности старшеклассника, осуществляемая экспертом (специалистом в конкретной области той профессиональной сферы, в которой старшеклассник осуществлял свою работу) 2. Оценка процесса подготовки и реализации итогового проекта, осуществляемая тьютором 3. Оценка участия старшеклассника в итоговом событии, осуществляемая присутствовавшими на нем представителями образовательных учреждений, профессиональных сфер и местного сообщества 4. Самооценка старшеклассника. Самоанализ и самооценку старшеклассник проводит в письменной форме в виде рефлексивного текста
Оценка результата/продукта Оценка результата / продукта деятельности старшеклассника осуществляется экспертом (специалистом в конкретной области той профессиональной сферы, в которой старшеклассник осуществлял свою работу) В качестве критериев оценки результата / продукта предпрофессиональной деятельности учащегося экспертом используются профессиональные и культурные нормы, принятые в данной профессиональной сфере с учетом выбранной тематики. Оценка производится в трехбалльной шкале – высокий уровень проявления (3 балла), средний уровень проявления (2 балла), низкий уровень проявления (1 балл).
Оценка процесса подготовки и реализации итогового проекта Осуществляется тьютором на основе наблюдений и анализа заполнения бортового журнала и электронного дневника Основными параметрами тьюторской оценки при этом являются: - Самостоятельность в определении своего интереса - Самостоятельность в постановке и удержании цели - Планирование своей деятельности и ее осуществление в соответствии с планом - Определение критериев для оценки результатов своей деятельности - Рефлексивный анализ проделанной работы с учетом перспектив Каждый параметр оценивается в трехбалльной шкале – высокий уровень проявления качества (3 балла), средний уровень проявления (2 балла), низкий уровень проявления (1 балл).
Оценка участия старшеклассника в итоговом событии Осуществляется аттестационной комиссией (представителями образовательных учреждений, профессиональных сфер и местного сообщества) В качестве критериев оценки используются критерии оценки личностных и метапредметных результатов на основании: 1) требований к метапредметным и личностным результатам, зафиксированных в ФГОС С(П)ОО; 2) специфических результатов, актуальных для конкретной образовательной организации и/или местного сообщества; 3) специфических результатов, актуальных для конкретной итоговой работы. Каждый параметр оценивается в трехбалльной шкале – высокий уровень проявления качества (3 балла), средний уровень проявления (2 балла), низкий уровень проявления (1 балл).
Самооценка старшеклассника Проводится в письменной форме в виде рефлексивного текста, который включает в себя: - Плюсы и минусы проведенной работы - Приобретенные навыки и умения - Возможности дальнейшего развития в этой области - Достигнутые результаты - Самооценку участия в итоговом событии
Материалы, предоставляемые старшеклассником для итоговой аттестации Бортовой журнал о запланированных этапах и мероприятиях по итоговой работе Электронный дневник, содержащий сведения и отчет о каждом пройденном этапе подготовки итоговой работы Дополнительные материалы о проделанной работе (например, записи бесед со специалистами, видео- или фотосъемка, список прочитанной специализированной литературы, и т.п.) Итоговый продукт (если он отчуждаем) или презентационный текст о результатах индивидуального проекта Оценочный лист – рецензия эксперта Оценочный лист тьютора Оценочные листы членов аттестационной комиссии Самооценку в виде рефлексивного текста