Истоки и история развития ПР 1. Зарождение ПР 2. Институциализация ПР в США. 3. Создание научных основ и укрепление статуса ПР. 4. Глобализация ПР как профессиональной системы 5. ПР в России.
ИСТОКИ Зарождение ремесла паблик рилейшнз восходит к временам древних империй Исторические задачи связей с общественностью: 1. тиражирование образов богов, героев, правителей, событий (монеты, статуи, символика, геральдика, эпос); 2. популяризация идей: религиозных, политических, просветительских; 3. организация массовых движений: религиозных, освободительных, переселения народов.
Мозаичное панно, прославляющее подвиги Александра Македонского, Помпеи
Александр Дарий
Барельеф на триумфальной арке Тита, построенной в 81 году н.э., изображает триумфальное шествие римских войск с трофеями, захваченными в иерусалимском Храме. Парад победителей в Риме завершился казнью Шимона бар-Гиоры, предводителя защитников Храма, у Тарпейской скалы.
Иерархия святых и предков на иконостасе
Роспись Сикстинской капеллы Ватикан
Презентация принадлежности к религиозной организации в одежде
Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определённый минимум согласия, которое достигается путём межличностной и групповой коммуникации, а также умения убеждать и влиять. Фактор убеждения и сегодня остаётся движущей силой паблик рилейшнз.
Предпосылки развития ПР только в начале 20 века а США: 1. Растущая индустриализация обусловила напряженные отношения между общественностью и предпринимателями; 2. Удешевление производственного процесса СМИ сделало их более доступными, поэтому их влияние на общество возросло.
Важнейшим стимулом развития ПР как системы стала концентрация и монополизация капитала. Одним из элементов этого стало появление массовой прессы.
Объективная необходимость в развитии профессионального института паблик рилейшнз возникает только в обществе, где личность пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, где человек воспринимается как индивидуальность, на поступки которой можно повлиять лишь поощрением, убеждением, личной заинтересованностью, а не приказом или подчинением тотальной воле государства или коллектива.
Бостонское чаепитие Акция протеста американских колонистов 6 декабря 1773 года в ответ на действия британского правительства, в результате которой в Бостонской гавани был уничтожен груз чая, принадлежавший Английской Ост-Индской компании. Это событие, ставшее началом Американской революции, считается первой ПР-акцией
Приёмы и методы связей с общественностью выдвинутые в США Самуэлем Адамсом: 1. необходимость создания организации (команды), способной возглавить кампанию и сплотить людей; 2. использование символики, оказывающее эмоциональное воздействие; 3. использование лозунгов, отражающих сложные проблемы в виде простых, запоминающихся стереотипов (слоганы); 4. организация событий, привлекающих внимание общественности (ПР-акции); 5. опережение оппонентов в интерпретации происшедшего; 6. необходимость постоянного и непрерывного использования в ходе кампании всех возможных каналов влияния на общественное мнение и пропаганды новых идей и убеждений.
Ремесло, практика и тактика связей с общественностью на всём протяжении истории цивилизации в значительной мере определялись развитием средств коммуникации и распространения информации, техническими возможностями общества. Возможности эти не идут ни в какое сравнение с ХХ веком, когда связи с общественностью всё более стали полагаться на электронные средства коммуникации - телеграф, телефон, факсимильную связь, телексы, спутниковую связь, кино, радио и телевидение, компьютерные сети и сотовые телефоны.
Эпоха Франклина Рузвельта ПР в действии. Это период «великой депрессии» годов и эпоха «нового курса», когда президент вывел страну из кризиса.
Методы работы Франклина Рузвельта: Терпеливая разъяснительная работа с использованием всех средств коммуникации и, в первую очередь, личного влияния. Он проектировал имидж уверенности в себе и счастливого человека, чего больше всего недоставало рядовым американцам. В знаменитых «радиобеседах у камелька» в простой, доходчивой и интимной форме президент разъяснял соотечественникам суть и необходимость своих реформ. «Новый курс», расширявший вмешательство государства в дела свободного рынка, стал поводом для разжигания борьбы монополий с государством. Чем масштабнее становилась эта кампания, тем острее чувствовалась потребность в пиарменах.
Эдвард Бернайз Товар должен хвалить не продавец, а кто-то со стороны Бернайз убедил американцев, что бекон - это лучший завтрак. Он опубликовал статьи известных врачей, а рядом - фото всевозможных знаменитостей за завтраком. В центре стола разместил яичницу с беконом.
Эдвард Бернайз Племянник известного психолога, Зигмунда Фрейда, Эдварда Бернейз иногда зовется «Отцом пиара». Бернейз был пионером современной пропаганды и применял теории массовой психологии и убеждения для нужд корпоративных и политических организаций. Во время Первой Мировой войны Бернейз работал в американском Комитете Общественной Информации. В 1929 году Бернейз организовал для «Дженерал Электрик» первое ПР-мероприятие мирового масштаба - международный праздник «Золотой Юбилей Света», ознаменовавший 50-ю годовщину электрической лампочки. "Нами управляют, наши сознания целенаправленно формируют, наши вкусы унифицированы, наши идеи навязываются нам людьми, о которых мы никогда не слышали.…» Э. Бернейз
Эдвард Бернайз
Работая на "Американскую Табачную Компанию", Э. Бернейз убедил феминисток Нью-Йорка поддержать продвижение сигарет «Lucky Strike», символизирующих «Факелы Свободы».
«Сохраняйте хорошую фигуру. Вместо сладкого «Лакки Страйк». Сигареты «Лакки Страйк» выпускались в зелёных пачках. В начале 30-х это был категорически немодный цвет. Можно было изменить цвет упаковки, но Бернейс пошёл другим путём. Он обратился к модным дизайнерам. В 1934 году зелёный стал цветом года. Объём продаж «Лакки Страйк» вырос в тот год на 300 (триста) процентов.
Развитие института паблик рилейшнз стимулировалась политическими причинами (устанавливаются доброжелательные отношения между государственными учреждениями и другими общественными институтами (образованием, армией, СМИ). Появляются «группы интересов», которые неразрывно связаны с «лоббизмом») и экономическими причинами (научная и практическая деятельность по изучению рынка (Marketinq ), «неценовая конкуренция», реклама, паблисити и т.д.).
Общество ПР США Ведёт свой отсчёт с 1936 г., с момента образования ведущими практиками этой сферы Национальной ассоциации советников по ПР В 1948 г. Ассоциация слилась с другой профессиональной организацией, основанной в 1939 г., Американским советом по вопросам ПР Америки. Наконец в 1961 г. Произошло слияние с ещё одной национальной ассоциацией - Американской ассоциацией ПР. Название осталось прежним - Общество ПР Америки. В нём насчитывается более 15 тыс. членов. Имеет более 100 тыс. Отделений в различных городах США.
ПР в США Помимо Общества ПР Америки, являющегося организацией общенационального масштаба, в США существуют специализированные (отраслевые) ассоциации специалистов по ПР, работающие в области образования, сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения и социального обеспечения, религии, спорта и пр. Общество тесно связано с могущественной организацией бизнеса - Национальной ассоциацией промышленников. Все организации ведут исследовательскую работу, издают справочную и методическую литературу, проводят семинары, занимаются просветительской деятельностью.
ПР в Великобритании В 1984 г. начал свою деятельность Институт паблик рилейшнз, заложивший фундамент этой профессии в стране.
Национальные системы ПР возникли в Канаде, Франции, Германии, Голландии, Австрии, Греции, Испании и т.д. Более чем в 60 странах мира.
Международная организация ПР Идея родилась ещё в 1949 г. в Лондоне во время частного совещания специалистов по вопросам связей с общественностью Голландии и Англии. В 1950 г. Под эгидой Голландской королевской международной торговой ярмарки и голландского общества ПР в Амстердаме собралась группа руководителей ведущих фирм Великобритании, Голландии, Франции, Норвегии и США, работающих в этой области был создан Временный международный комитет. После 5 лет работы этого комитета, 1 мая 1955 года в Лондоне была основана Международная ассоциация ПР, избран Совет и одобрен официальный Устав МАПР.
Кодекс профессионального поведения МАПР Одобрен в 1961 г. в Венеции, и особенно Афинский кодекс 1965 г., считающийся «моральной хартией».Базируется на Всеобщей декларации прав человека
В 1964 г. МАПР признана ООН, как советник Социально- экономического комитета ООН и ЮНЕСКО как негосударственная организация по категории:«отношения взаимного информирования »