Тема 2. Особенности понятийного аппарата социологии. Структура социологического знания ПЛАН 1. Понятийный аппарат социологии. Его роль в концептуализации предметной области. 2.Цели, функции и задачи социологии. 3. Уровни и направления социологического знания. Методы социологии. 4. Многообразие социологических парадигм
Исходные и наиболее общие категории социологии Социум, социетальная реальность Социальные отношения, социальные взаимодействия, социальные связи Социальный факт, социальный институт, социальная общность Социальная структура, социальная система Социальная роль, социальный статус социализация Социальное (общественное)
Социология, цели ее изучения и уровни социологического анализа Социология – наука об обществе, группах и социальном поведении с акцентом на отношениях людей внутри групп и между ними Социология – наука об обществе, группах и социальном поведении с акцентом на отношениях людей внутри групп и между ними Определить и понять задачи социологии: Перевод личных проблем на уровень общественных, а общественных на личные Определить и понять задачи социологии: Перевод личных проблем на уровень общественных, а общественных на личные Сформировать социологическое мышление: Которое позволяет понять общество с точки зрения его роли в личной жизни с учетом разнообразия личностей Сформировать социологическое мышление: Которое позволяет понять общество с точки зрения его роли в личной жизни с учетом разнообразия личностей Социологическое мышление стремиться ответить на вопросы в контексте 3-х типов проблем Какова структура общества как системы? Каковы элементы общества и их роль в функционировании общества? Какова структура общества как системы? Каковы элементы общества и их роль в функционировании общества? Роль общества в истории человечества? Механизмы развития общества Роль общества в истории человечества? Механизмы развития общества Какие типы людей в данном обществе? Как они формируются? Цели изучения
Социология, цели ее изучения и уровни социологического анализа УРОВЕНЬЭЛЕМЕНТЫПРИМЕРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙТиповое взаимодействие, ролевое поведение, межличностные связи Игра в теннис Адвокат-собственник Студенты колледжа ГРУППОВОЙПервичная группа Организация Групповое отношение Компания друзей Больница Труд-управление СОЦИЕТАЛЬНЫЙИнститут Социальный порядок Класс, слой Город, общность Религия Рабство Средний класс Мехико-сити МИРОВОЙ СИСТЕМЫ Международные отношения Многонациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость ООН Транснациональная к Корпорация Ислам Производство нефти
Функции и задачи социологии функции Теоретико-познавательная критическая управленческая информационная прогностическая общекультурная задачи Формирование научных знаний о социальной реальности Изучение человеческой деятельности по социальному развитию общества Формирование научных знаний о социальной реальности Изучение человеческой деятельности по социальному развитию общества Изучение проблем целенаправленного воздействия на социальный процесс Разработка длительных и краткосрочных прогнозов развития социальных процессов Изучение проблем целенаправленного воздействия на социальный процесс Разработка длительных и краткосрочных прогнозов развития социальных процессов
Основные подходы к изучению социальных фактов (классификация Нейла Смелзера) демографическийколлективистическийкультурологический выявляющий взаимоотношения психологический
Структура социологии (уровни и направления) Социология изучает общество на 2-х уровнях Макросоциология Исследует крупномасштабные социальные процессы, происходящие в течение длительного времени. Внимание уделяется моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества ( семья, образование, религия) Макросоциология Исследует крупномасштабные социальные процессы, происходящие в течение длительного времени. Внимание уделяется моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества ( семья, образование, религия) Микросоциология Изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. (мотивы, поступки, значения, определяющие взаимодействие между людьми, оказывающие влияние на стабильность общества) Микросоциология Изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. (мотивы, поступки, значения, определяющие взаимодействие между людьми, оказывающие влияние на стабильность общества) Метасоциология (рефлексивная социология)- Анализ развития и содержания самой социологии
Фундаментальные, Общесоциологическ ие исследования Теории среднего уровня Первичное обобщение эмпирических данных Фундаментальные, Общесоциологическ ие исследования Теории среднего уровня Первичное обобщение эмпирических данных Изучение Социальных структур Изучение социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции в обществе Изучение развития личности Изучение моделей и техники соц. исследований Социальные институты Социальные общности Специализированны е социальные процессы Проведение эмпирических исследований в соц. группах и соц. институтах Социология семьи Социология образования, социология религии, Социология политики, Социология труда Социология малых групп, Социология организаций, Социология толпы Социология конфликтов, Социология урбанизации, Социология коммуникации, Социология миграции
Уровни исследования общества
Причины формирования фундаментального и прикладного направлений исследований Мостовая И.В. Изучение общества как целостной системы невозможно без опоры на умозрительный метод Изучение общества строго научными методами не позволяет охватить его как целостность, т.к. в поле зрения оказываются лишь малые сообщества, отдельные процессы и явления Изучение общества как целостной системы невозможно без опоры на умозрительный метод Изучение общества строго научными методами не позволяет охватить его как целостность, т.к. в поле зрения оказываются лишь малые сообщества, отдельные процессы и явления Радугин К.Д. Процесс внутренней институционализации науки (под внутренней институционализацией понимается совершенствование организационной структуры науки)
Методы социологии Статистический Контент-анализ Анализ биографий Опрос Эксперимент Наблюдение интервью эмпирические Сравнительный, структурно-функциональный Исторический Компаративистский Нормативно-ценностный Психологический диалектический теоретические
Конкретно-социологическое исследование Анализ документов (качественный и количественный) Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый) Опрос (интервьюирование и анкетирование) Наблюдение (включённое и невключённое)
Опрос Метод сбора первичной вербальной информации Суть: на основании мнений сотен людей судить о мнении тысяч и миллионов Разновидности опроса Анкетирование – письменный заочный опрос Социометрический опрос- измерение степени дружественности в малой группе Экспертный опрос – оценка ситуации специалистами в данной области Интервью – устная беседа, очный опрос
Контент-анализ Метод сбора данных и анализа содержания текста «Контент» – содержание, имеет отношение к словам, рисункам, символам и т.д.- тому, что может быть объектом коммуникации Сферы применения Литература История Журналистика Психология Политическая наука Большие объёмы текстов (подшивки газет) с использованием выборки и сложным кодированием Когда проблема исследуется «на расстоянии» (изучение исторических документов, мемуаров) Для обнаружения в тексте таких сообщений, которые трудно увидеть поверхностным взглядом Большие объёмы текстов (подшивки газет) с использованием выборки и сложным кодированием Когда проблема исследуется «на расстоянии» (изучение исторических документов, мемуаров) Для обнаружения в тексте таких сообщений, которые трудно увидеть поверхностным взглядом
Социологические вопросы (Э.Гидденс) Фактологические, эмпирические (как происходят события) Вопросы развития Изучение предшествующих форм социального развития, а также основные направления их изменений Теоретические (почему происходят события) Сравнительные Соотносящие социальный контекст одного общества с другим
Социологические парадигмы Парадигмы, связанные с конкретными школами и направлениями Парадигма социальных фактов (Э.Дюркгейм) Функционалистская (Р.Мертона, Т.Парсонс) Парадигма понимания (М.Вебер, В.Парето) Парадигма социального поведения (Б.Скинера) Парадигма социально-исторического детерминизма (К.Маркс) Психологическая парадигма (З.Фрейд) Парадигмы по методологическому критерию натуралистическая интерпретирующая оценивающая
Социологические парадигмы Социоцентрические ( главное понятие «общество» – оно не сводимо к своим частям, существует и развивается по своим законам, которые изучает социология Человекоцентрированные ( человек – основной ресурс общественного развития)