МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лекция. Методология и методы педагогических исследований План 1. Методология как инструментарий науки. 2. Пирамида знания. Уровни методологии. 3. Философские основания педагогики. 4. Формы организации научного знания. 5. Принципы и уровни педагогического исследования. 6. Методы педагогического исследования.
ПИРАМИДА ЗНАНИЯ 1 уровень методологии - философский. 2 уровень методологии – общенаучный 3 уровень методологии – конкретно-научный 4 уровень методологии – технологический Философский Общенаучный Конкретно-научный Технологический
ИЕРАРХИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Всеобщие методы (три закона диалектики, философские принципы и методы). Общенаучные методы (системно-структурный анализ, индукция, дедукция, мониторинг и пр.). Конкретно-научные методы (физический эксперимент, химический анализ, педагогический эксперимент). Предметно-тематические методы (беседа, наблюдение, социометрия и пр.).
Методы педагогического исследования организационные; эмпирические; методы обработки данных; интерпретационные методы.
УРОВНИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе Прикладные исследования - это углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса на основе практики Разработки - направлены на обоснование конкретных научно- практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения Уровни научного исследования Фундементальные исследования Прикладные исследования Разработки
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Конкретно-историческое изучение Несводимость законов одной науки к законам другой Диалектическое единство общего и особенного Единство образования и жизни Взаимозависимость педагогической теории и практики
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Фундаментальные проблемы Прикладные проблемы
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Эмпирические Педагогическое наблюдение; Сбор независимых характеристик, изучение документации; Анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки, статистическая обработка данных; Психо-физиологические методы и методики; Опытная работа, педагогический эксперимент Теоретические обобщение опыта передовой практики; теоретический анализ и синтез; контент-анализ; системно-структурный анализ; индукция и дедукция; моделирование; абстрагирование; конкретизация