Использование метода моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР
Цель: Развитие связной монологической речи дошкольников с ОНР посредством метода моделирования
Обучение детей мнемическим приёмам при работе с текстом Работа по данной теме проводилась мной в несколько этапов:
1 этап - подготовительный этап Содержание работы на данном этапе: Запоминание ряда картинок (по ассоциации). Ассоциации: по цвету (солнце – цыплёнок); форме (тропинка – лента), величине ( дом – слон) и т.д. Метод Г.Я.Буша - « Метод гирлянд и ассоциаций». Отталкиваясь от исходного слова дети с помощью логопеда составляют цепочку слов (с опорой на картинки). Каждая новая ассоциация подбирается уже не к первому, а к последнему слову.
Метод Буша
2 этап: формирование навыков самостоятельного кодирования предложений.
Символы
Кодирование предложений Папа купил Мише кролика. Кролик любил морковку.
3 этап: составление плана рассказа с помощью символов. Игра «Шифровальщики». Игра «Восстановление рассказа» - приём В.К.Воробьёвой.
4 этап На данном этапе дети усваивают основные приемы работы с символическим текстом. Приём прогнозирования: детям предлагается придумать начало, или продолжение, или конец рассказа. Приём постановки вопросов: взрослый зачитывает детям начало текста, а потом просит подумать, что бы им хотелось спросить у главного героя. Приём – игра «Угадайка»: взрослый зачитывает первое предложение текста и предлагает детям по символам угадать, о чём пойдёт речь в следующем предложении.
5 этап Составлению рассказов по графическим планам По методическим разработкам Воробьёвой В.К. и Ткаченко Т.А.
После того как дети научатся составлять рассказ по графическим планам, можно применять в своей работе следующие приёмы: Приём составления рассказа по цепочке. «Работа со скрытой картинкой» Приём описания пейзажных картин или сюжета из сказки Приём «нарушения последовательности картинок» Приём «пересечения двух разных сюжетных линий»
6 этап Составление текстов с опорой на заместителей «второго порядка»: начало рассказа (символ – пустой квадрат); зачин (наполовину закрашенный квадрат); кульминация (полностью закрашенный квадрат); развязка рассказа (квадрат с отверстием посередине).
Литература: 1. Микляева Н.В. Развитие языковой способностей у детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. - М.: ТЦ Сфера, Чохонелидзе Т.А. Учусь составлять рассказы. - М.: ТЦ Сфера, Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуски 1,2,3,4. Методические рекомендации.- М.: Книголюб, Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, Петухова С.А. задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет. – СПб.: КАРО, Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов 8. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Дидактические материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2007.