Мастер-класс Дидактические игры с пуговицами для дошкольников Подготовила О.Л.Довгало Учитель-логопед МБДОУ 28 «Калинка»
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Тема эта очень актуальна. Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами. Такую работу психологи называют ориентировочно- исследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов даёт возможность развить практическое мышление.
Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Для таких занятий я взяла пуговицы и разработала серию дидактических игр и игровых упражнений с ними. Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук. Работу осуществляла, используя принцип дидактики и последовательности: от простого к сложному.
Дидактические упражнения: Задачи: закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук, воображение. «Найди одинаковые по цвету пуговицы. Назови их цвет и определи размер» «Найди все маленькие пуговицы. Назови их цвет» «Разложи в ряд от самой большой пуговицы жёлтого цвета (красного, синего, зелёного) до самой маленькой» «На что похожа пуговица?» «Пуговицы перемешались. Разложи их на 2-е кучки: большие и маленькие»
1.«Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету» Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук. Средства: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры. Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам. 2.«Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме» Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук. Средства: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры. Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.
«Найди лишнюю пуговицу» Задачи: развивать логическое мышление детей. Средства: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету. Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.
Что нам понадобится:
Макет дерева, нарисованный на картоне
"Подбери дереву листья" Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года)
"Дорожки" Детям предложили проводить до дома животных по лабиринтам. Оказывается, зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интереснее и сложнее
"Собери бусы" Продевая сквозь пуговицы ниточку, получаются оригинальные бусы. Их оценили юные модницы!
"Пуговичные узоры" Для начала предложим детям немного пофантазировать и выложить на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов. Пуговицы интересны тем, что имеют разную форму, размер, фактуру. Вот, что получилось
Спасибо за внимание!