Организация ВШК в условиях реализации новых образовательных стандартов «ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ ДОЛЖЕН НОСИТЬ ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР» КОНАРЖЕВСКИЙ Ю.А.
ВШК управляющая система, выстроенная по принципу гипертекстного пространства, кластерной сети, где в каждом узле происходит накопление, переработка, осмысление и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса. основной компонент (функция) педагогического менеджмента, процесс получения и переработки информации о ходе и результатах образовательной деятельности и принятия на его основе управленческого решения.
Нормативно правовое поле ВШК «… в связи с введением ФГОС система внутришкольного контроля должна быть переориентирована на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС…» (Письмо Министерства образования и науки РФ от года «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от Федеральная целевая программа развития образования на годы Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования (с изм. от 31 мая 2011 г.)» Письмо Министерства образования РФ от 07 февраля 2001 г «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»
Основания организации планирования ВШК 1. Нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней: Федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы Минобрнауки России и прочие нормативные акты, имеющие отношение к сфере образования; Сан ПиН , утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ; Сан ПиН , утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ; иные распорядительные документы. 2. Документы институционального уровня: основная образовательная программа в рамках ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России от , и ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от ; образовательная программа в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от ; годовой план работы ОУ; аналитические материалы ОУ; действующие программы ОУ; положение о ВШК в ОУ. 4
Функции ВШК 5 контрольно- диагностическая информационно- аналитическая коррективно- регулятивная стимулирующие -развивающая планово- организационная
Принципы эффективного ВШК стратегической направленности адекватности методов объекту и ситуации соответствия требованиям документов федерального и регионального уровней социальной значимости объективности гуманности и демократичности полноты и достаточности ориентация на повышение эффективности деятельности сочетание экспертной оценки и рефлексии критериального оценивания 6
ВШК качества образовательного процесса результата Личностные; Метапредметные; Предметные; процесса Обучающей предметной деятельности Реализации системы воспитательной работы Научно- методической системы школы управления ООП; Управления образовательным процессом; Управления реализацией требований ФГОС; Соблюдения Положения о документообороте; Материально- техническая база; Управления профессиональным ростом педагога; Компетентность субъектов управления.
Цели внутришкольного контроля совершенствование структуры и содержания учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учреждения перевод общеобразовательного учреждения из режима функционирования в режим развития повышение компетентностного уровня педагогов и обучающихся совершенствование условий организации учебно- воспитательного процесса обеспечение положительной динамики результатов по основным направлениям деятельности школы
Цели ВШК в условиях реализации ФГОС общего образования: установление соответствия деятельности образовательной организации требованиям ФГОС ОО; выявление причинно-следственных связей позитивных и отрицательных тенденций реализации ФГОС; подготовка выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию образовательной организации и ее субъектов.
Алгоритм проектирования ВШК операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов) выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений) Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы) Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК). проектируется подробный регламент ВШКс определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу "распределенной ответственности".
Варианты структуры плана
На что надо обратить внимание? 1. Как изменяются цели и задачи ВШК в условиях введения/реализации ФГОС. 2. Возможные подходы к планированию ВШК. 3. Какое должно быть документальное обеспечение ФГОС.
Изменения во ВШК введения/реализации ФГОС Практика планировании ВШК по ФГОС в ОУ наблюдалось два подхода: первый – контроль введения/реализации Стандарта «растворяется» в общем плане внутришкольного контроля школы, второй – представлен отдельным (самостоятельным) разделом, например «Контроль реализации ФГОС».
Подходы к планированию ВШК Первый подход. Планирование внутришкольного контроля реализации ФГОС основного общего образования осуществляется по направлениям, представленными в дорожной карте введения ФГОС ООО (с Модель сетевого графика) Второй подход. Планирование внутришкольного контроля реализации ФГОС основного общего образования осуществляется в логике его структуры - трех групп требований Третий подход представляет собой «каскадную» модель ВШК и затрагивает все аспекты деятельности образовательной организации, обновление содержания контрольных действий.
Документальное обеспечение ФГОС Положение о ВШК План ВШК План-задание для проведения контроля по конкретным вопросам или направлениям деятельности. Приказ о проведении ВШК (С целью осуществления организованного контроля руководитель ОУ издает приказы:на текущий учебный год - «О внутришкольном контроле реализации ФГОС основного общего образования в МБОУ COШ _____ в 20 / учебном; на текущий месяц – «О мероприятиях в рамках внутришкольного контроля реализации ФГОС ООО в МБОУ СОШ___ в ___________ 20___ года», в соответствии с годовым планом работы ОО ) Аналитические документы Приказы по результатам контроля («О результатах внутришкольного контроля деятельности учителя (предмет)_____________ по разработке рабочих программ курсов в рамках учебной и внеурочной деятельности в МБОУ СОШ__________;«О результатах внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ___,)
Эффективность ВШК определяется: во-первых, четкой координацией деятельности исполнителей и ответственных за его организацию, во-вторых, своевременной обработкой и анализом информации, полученной в ходе осуществлённого контроля, в-третьих, оценкой эффективности деятельности и её коррекции с учётом результатов контроля.
Список литературы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от Галеева Н.Л. Оценка качества системы внутришкольного контроля в школе как ресурса управления реализацией ФГОС и НСОТ /URL: htm Направления внутришкольного контроля и механизмы их реализации / Под ред. Чураковой Р.Г. -М.: Академкнига, с. Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов Галеева Н.Л. // Журнал "Справочник заместителя директора школы" года Губанова Е.В. Основная деятельность ОУ: документационное сопровождение // Школа управления образовательным учреждением (20). Лизинский В.М. Вариативные локальные акты школы. // Управление современной школой. Завуч. – – С Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов организации. – Путеводитель по кадровым вопросам //
Афанасьева Е.А. Зав. отделом инновационной работы МБОУ МЦ г. Иваново