Социальное проектирование как условие развития социальной активности учащихся Епифанова Любовь Павловна, педагог-организатор МОУ СОШ 147
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а так же описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи (самостоятельная деятельность подростков, направленная на практическое разрешение определённой проблемы )
Цель социального проектирования: привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества, включая старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся;
Основные задачи социального проектирования: повысить общий уровень культуры школьников за счёт получения дополнительной информации; сформировать навык "разумного социального" поведения в сообществе; закрепить навык командной работы; совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчёт необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.д.)
"Ситуация успеха" учитываются склонности подростка к определённому виду деятельности; используется обучение членов инициативной группы проекта новым видам деятельности
Структурные компоненты "ситуации успеха": 1-ая составляющая: организация видов деятельности, способствующих максимальной реализации лидерских качеств; оптимизация стиля взаимоотношений между членами инициативной группы; создание обстановки сотрудничества. 2-ая составляющая: самостоятельные действия подростков, направленные на решение тех или иных задач.
Стадии работы над социальным проектом 1. Подготовка к работе; 2. Выбор проблемы; 3. Сбор информации; 4. Разработка вариантов; 5. План действий; 6. Составление портфолио; 7. Презентация; 8. Рефлексия
Ожидаемые результаты социального проектирования Повышение социальной активности старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации. Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела. Изменение общественного мнения, увеличение числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Реализованные социальные проекты Проект « Школьный двор» Проект «Школьное радио» Проект «Забор» Проект «Цветущий город» Проект «Памятная стела «Уральский причал» Мега-проект «Быть активным – модно!» Проект «Город зеленого цвета»