Открытое занятие 14 октября 2015 года
Открытое учебное занятие Уважаемые коллегии, уважаемые студенты ! Открытое учебное занятие является формой методической работы преподавателей, действенным элементом учебно-воспитательного процесса в вузе. Открытое занятие – учебное занятие, заранее объявленное и доступное для всех желающих. Оно проводится в соответствии с расписанием учебных занятий с целью обмена опытом, оказания помощи преподавателям в реализации современных подходов и требований новых стандартов к организации учебно- профессиональной деятельности студентов.
Выбор темы открытого занятия предоставляется преподавателю, который проводит учебное занятие. Преимущество должно быть отдано сложным темам программы, важных для осуществления межпредметных связей, требующих современных подходов в методике их изложения. Тема нашего занятия сегодня « Защита прав предпринимателя» очень важна для осуществления межпредметных связей, требующих современных подходов в методике их изложения.
Надеюсь, что наши студенты в своих выступлениях покажут междисциплинарные связи дисциплины «Предпринимательское право» с другими дисциплинами, в первую очередь с дисциплинами базовой части учебного плана и выскажут свое мнение о приобретенных в процессе подготовки к мероприятию общекультурных и профессиональных компетенциях.
В ФГОС ВПО подготовки бакалавров сформулировано: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий…». «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Китайская притча
Разработчики рабочих учебных планов (РУП) эту норму ФГОСов распределили между отдельными учебными дисциплинами. В результате чего, практически в каждой учебной дисциплине определен объем в часах проводимых занятий в интерактивной форме.
Односторонняя форма коммуникации- пассивный метод. В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации- пассивный метод. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Основным источником обучения является опыт педагога. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.
Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации, существующая столь долгое время, неприемлема сегодня по многим причинам.
Следует отметить, что сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний. Предметное знание обучающегося, его субъективная оценка и выражения мнения подчиняются «коммуникативному фильтру» восприятия и понимания преподавателя. Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе – активный метод.
Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения: 1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт. 2. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний. Это удается тогда, когда между ними и предметом обучения расположено поле, включающее языковые и неязыковые действия. 3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Наиболее современной формой активных методов, являются интерактивные методы обучения.
В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий: -пробуждают у обучающихся интерес; -поощряют активное участие каждого в учебном процессе; -способствуют эффективному усвоению учебного материала; -осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); -формируют у обучающихся мнения и отношения; -формируют жизненные навыки; -способствуют изменению поведения.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие, которые будут использованы сегодня на открытом семинарском занятии: творческие задания; дискуссия. Основные интерактивные формы проведения учебных занятий
Творческие задания Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Дискуссия как метод интерактивного обучения Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других. Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ