Организационная культура педагогического коллектива школы
В условиях социально - экономических изменений, происходящих в настоящее время в России, удовлетворение спроса на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализации, составляет одно из приоритетных направлений современной образовательной политики России.
АКТУАЛЬНО ! ПРОТИВОРЕЧИЯ Растущая потребность в усилении организационной культуры учителя Недостаточная разработанность данного вопроса в педагогической науке
Понятие организационной культуры В словаре - справочнике руководителя образовательного учреждения « Управление школой » организационной культуре даны два определения : как оценочное понятие традиционного управления – высокий уровень развития школьной организации, свидетельство зрелости коллектива и высокого качества управления ; одно из важнейших понятий современной теории организации и менеджмента, под организационной культурой понимают совокупность реально действующих, бытующих в данной организации ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, поведенческих привычек, правил общения и взаимодействия.
Понятие организационной культуры Организационная культура, по определению К. М. Ушакова, – интегральное понятие, включающее в себя : набор представлений о способах деятельности, нормах поведения ; набор привычек, писанных и неписаных правил, сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации.
Типология организационной культуры Типология Ханди. В основу её положено распределение власти, и, соответственно, все организационные культуры разбиваются на четыре типа : ролевая культура ; культура, ориентированная на власть и силу ; культура, ориентированная на задачу ; культура индивидуальности.
Типология организационной культуры Первый тип - ролевая культура. Ее основная особенность заключается в наличии точной позиции для каждого. При этом в роль входит и уровень властных полномочий, определение места в организационной иерархии и многое другое.
Типология организационной культуры Второй тип - культура, ориентированная на власть и силу. Центральной фигурой является руководитель организации ( подразделения ), он обладает формальной властью, которую реализует в полной мере, а также большим неформальным авторитетом.
Типология организационной культуры Третий тип - культура, ориентированная на задачу, или « командная ». В ней нет четко выраженной иерархии, основой деятельности является командный метод работы, когда группа заинтересованных людей объединяется для решения какой - либо проблемы.
Типология организационной культуры Четвертый тип – культура индивидуальности. Во главу угла ставятся личные достижения человека, его личный профессионализм, компетентность и успех.
Уровневая модель организационной культуры Первый слой - символы « Настенная живопись »; Содержание, вид досок объявлений ; Награды и многое другое.
Уровневая модель организационной культуры Второй слой - герои, язык организации Своя « Доска почёта »; Фразы, словесные штампы.
Уровневая модель организационной культуры Третий слой - ритуалы, церемонии Как люди здороваются ? Как одеваются ? Как ведут себя на собраниях ?
Уровневая модель организационной культуры Четвёртый слой - убеждения и ожидания Взаимные ожидания обучающих и обучаемых ; Взаимные ожидания внутри группы обучающих.
Уровневая модель организационной культуры Пятый слой - профессиональные ценности Это ответ на вопросы : Какого ученика я ( мы ) считаю хорошим ? Какого учителя ( коллегу ) я считаю настоящим педагогом ?
Уровневая модель организационной культуры Шестой слой - общечеловеческие ценности Здоровье ; Семейная жизнь ; И т. п.
Организационная культура школы объединяет понятия « организационная культура » и « культура учителя ». Компонентами организационной культуры школы являются не только педагогическая направленность, совокупность профессионально значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция, профессиональная компетентность, но и здоровьесберегающая, коммуникативная, психологическая и психодиагностическая, информационная культура, культура маркетингового мышления и предпринимательская культура учителя.
СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ !