Модуль 4 «Исследовательская и экспериментальная деятельность учителя» Подготовила: Савина Н.Н., канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики
Нормативно-правовая база подготовки будущих учителей к профессионально-исследовательской деятельности в школе: 1. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – СПб.: Питер, Национальная доктрина образования в Российской Федерации Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N Концепция поддержки развития (модернизации) педагогического образования (проект). Опубликовано: 14 января 2014 года; 4. Концепция федеральной целевой программы развития образования на годы. Распоряжение Правительства РФ от N 2765-р. 5. Профессиональный стандарт. Педагог. – М.: УЦ Перспектива, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Модуль «Исследовательская и экспериментальная деятельность учителя» Цель модуля: формирование готовности учителя к субъектно- авторской исследовательской и экспериментальной педагогической деятельности. Задачи модуля: - мотивация будущего учителя к профессионально-исследовательской деятельности и организации исследовательской деятельности учащихся; - освоение основных методов исследования в образовании, диагностики потребностей и возможностей учащихся в области образования; - формирование необходимых умений и навыков разработки программы и плана исследования и эксперимента; - освоение форм и способов исследовательской и экспериментальной работы в школе с учетом профессиональных, правовых и этических требований к деятельности учителя.
Структура дисциплин Модуля «Исследовательская и экспериментальная деятельность учителя» Базовые дисциплины: 1. Исследовательская деятельность учителя. 2. Экспериментальная деятельность в общеобразовательных учреждениях. Вариативные дисциплины: 1. Организация исследовательской деятельности школьников. 2. Педагогическая диагностика. 3. Исследовательская культура и профессиональный рост учителя. Учебно-исследовательская практика.
Учебные события: 1. Workshop «Исследовательская деятельность в образовании». 2. Workshop «Школьное образование: проблемы и решения». 3. Защита аналитического отчета на заседании методического объединения учителей. 4. Экспертиза программы и плана эксперимента (на научно-методическом совете школы).
Сетевой Форум «Учитель-исследователь» включает: 1. Выступления студентов на тему «Мой исследовательский потенциал» (конструктивный обмен мнениями о процессе подготовки будущего учителя к профессионально-исследовательской деятельности). 2. Презентацию подготовленного студентами сборника авторских исследовательских разработок «Student as Researcher» (электронная версия). 3. Конкурс планов организации работы научного общества учащихся. 4. Вручение по результатам освоения Модуля наиболее успешным студентам сертификатов учебного заведения «Исследователь в образовании».
В экспериментально-исследовательской работе участвовали: - 35 студентов III курса; - 35 студентов – IV курса факультета иностранных языков.
- подготовительный; - диагностирующий; - организационный; - формирующий; - контрольно-оценочный. Тенденции развития исследовательской деятельности: Этапы эксперимента:
Таблица 1. Отношение студентов к исследовательской деятельности учителя п/ Ответы студентов на вопросы анкеты Вузы России (Казань, Наб.Челны, Симферополь, Екатеринбург) ЕИ КФУ 1. Учитель должен заниматься исследовательской деятельностью. 64,4%50% 2. Исследовательская деятельность учителя – это наиболее эффективный путь профессионального роста учителя 58,07%31,43% 3. Если я буду работать в школе, то я хотел(а) бы заниматься исследовательской деятельностью. 44,54%,24,29 4. Я буду заниматься исследовательской работой в школе потому, что хочу работать эффективно и современно и т.д. 37,99%21,43%
Критерии сформированности у студентов уровней мотивации к исследовательской и экспериментальной деятельности: - осознание социальной значимости будущей профессии и роли исследовательской деятельности в ней; - эмоционально-волевой; - сформированность исследовательской позиции.
Таблица 2. Уровни сформированности мотивации студентов к исследовательской и экспериментальной деятельности п/п Уровни До эксперимента После эксперимента Показатели эффективности 1.Высокий 5,71%23,19%+17,48% 2.Средний 58,57%63,77%+5,3% 3.Низкий 35,71%13,04%- 22,67%
Критерии готовности учителя к субъектно- авторской исследовательской и экспериментальной педагогической деятельности: - мотивационный; - когнитивный; - гностический; - технологический; - рефлексивный.
Гистограмма 1. Уровни сформированности готовности студентов к субъектно-авторской исследовательской и экспериментальной деятельности.
Спасибо за внимание!