Взаимоотношения государства и Русской православной церкви в XVIII ст.: от институционального конфликта к сотрудничеству Взаимоотношения государства и Русской православной церкви в XVIII ст.: от институционального конфликта к сотрудничеству Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Роль Русской Православной Церкви в становлении и развитии российской государственности» (Ярославль, 20 ноября 2014 г.) Орлов Игорь Борисович, доктор исторических наук, профессор, заместитель руководителя департамента политической науки факультета социальных наук Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики (Москва)
«Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен» (Петр I)
«Уважать веру, но никак не давать ей влиять на государственные дела» (Екатерина II)
Принципы Синодального управления Отход от идеи симфонии власти и церкви. Принцип государственной пользы (утилитарность): Церковь – одна из подпорок государственного аппарата, финансовый ресурс обеспечения военных действий и институт выполнения повинности общественной благотворительности. Протестантская доктрина о главенстве монарха над Церковью: государи – это «епископы епископов» для своих подданных (Феофан Прокопович ) – выговор Сената местоблюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому за казнь еретика Фомы Иванова. Принцип абсолютизма: Духовная коллегия не опасна для абсолютной власти. Идея общественного договора.
Коллегиальная модель управления Церковью Переход от местоблюстительства к «коллективному патриарху»: манифест Петра I от 25 января 1721 г. об установлении «Духовной коллегии, то есть Духовного соборного правительства»: - утверждение Сенатом штатов новой коллегии: президент из митрополитов, два вице-президента из архиепископов, четыре советника из архимандритов, четыре асессора из протопопов и один из «греческих черных священников»; - предложение персонального состава коллегии во главе с президентом - митрополитом Стефаном и вице-президентами - архиепископами Феодосием Новгородским и Феофаном Псковским; - составление текста противоконанической присяги для членов коллегии, признающей царя «крайним судией» коллегии; - наличие фискалов.
Синодальная модель управления Церковью равенство Сенату: -14 февраля 1721 г. – Святейший Правительствующий Синод; -упразднение Монастырского приказа; г. – должность обер-прокурора («из офицеров добрый человек»), которому надлежало быть в Синоде «оком государя и стряпчим по делам государственным»; -Синод получил права высшей законодательной, судебной и административной власти в Церкви, но лишь с согласия государя (все постановления Синода выходили под штемпелем «По указу его Императорского величества»); -Синод имел право составления законопроектов по вопросам церковного управления и даже в отсутствии царя мог издавать законы и публиковать их, но только по согласию с Сенатом. Упразднение в 1722 г. после смерти Стефана должности президента и перемещение власти к обер-прокурору; Синод не имел постоянных членов: временные члены приглашались на определенные сроки императором. Императорская власть не брала на себя обязательств назначать на высшие церковные посты лиц, которых предлагал Синод г. – учреждение Камер-конторы для управления сборами с монастырских вотчин и производства расходов, в состав которой были включены светские лица.
Реформа Синода 1726 г. и ее последствия -Синод вместо Правительствующего стал называться Духовным; -Он был разделен на два апартамента: первый из 6-ти равных между собой архиереев для управления духовными делами церкви, а второй из 6-ти светских чиновников для управления церковными вотчинами. Подчинение Синода «верховинкам», а в гг. – «кабинету министров». Передача при Анне Иоанновне Второго апартамента, переименованного в Коллегию экономии, в ведение Сената. Восстановление при Елизавете Петровне равенства Синода Сенату, но отказ в восстановлении патриаршества г. - передача Коллегии экономии Сенату в связи с указом Петра III о секуляризации церковных земель г. - изъятие из ведения Синода дел о нарушении благочиния, о богохульстве, колдовстве и суевериях (обер-прокурор П.П. Чебышев).
Духовная миссия Русской Православной Церкви в XVIII ст. сеть духовных школ; ненасильственное христианское просвещение: - крещенных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков; -с 1720 г. всем новообращенным представлялась трехлетняя льгота от податей и рекрутства; - меры по христианизации Восточной Сибири и Дальнего Востока. указ 1754 г. о представлении на должности архиереев и архимандритов не одних малороссиян, но и из природных великороссов; отказ Синода в 1767 г. рассматривать проект реформирования церковной жизни обер-прокурора И.И. Мелиссино
Митрополит Арсений ( ) – митрополит Ростовский и Ярославский, священномученик (2000 г.) Попытка перестроить модель взаимоотношения власти и Церкви: -отказ принести клятву лютеранке Анне Леопольдовне; -отказ от присяги Елизавете по установленной при Петре I форме; -протест против секуляризации церковных земель
Формула «Император – глава Русской Православной Церкви» при Павле I - возврат к допетровской модели власти, освященной Церковью: -освобождение духовных лиц от телесного наказания; -увеличение штатных окладов духовенству; -меры по обеспечению вдов и сирот духовного звания; -повышение ассигнований на духовные школы; -награждение духовных лиц светскими орденами (?)