ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА СЛАЙДОВ Требования к созданию слайдов базируется на трёх основных аспектах, учитывая особенности: шрифта: подбор, сочетание и использование различных типов шрифтов; цвета: подбор цветов, текстур, прослеживание связей между ними и с занимаемым пространством; пространственные отношения: самый распространенный вид нюансов координация по вертикали или горизонтали, размеру и форме.
ШРИФТ И ТЕКСТ Шрифт - группа символов какого-либо алфавита. Гарнитура - набор начертаний одного шрифта, различающихся по толщине штрихов, ширине букв, общему рисунку (прямое или курсивное) и другим параметрам. Виды начертаний: -Шрифты с засечками. -Шрифты без засечек или рубленные. -Моноширинные. -«Декоративные». Кегль - размер шрифта.
Чем крупнее шрифт, тем более громко, явственно звучит набранный им текст; Слишком крупные заголовки могут ускользать от внимания читателя. Более мелкие надписи заставляют читателя всмотреться, и потому полнее воспринять и лучше запомнить информацию; В повышенном кегле может красиво смотреться и шрифт с засечками. Надписи небольшого размера лучше читаются, если они набраны шрифтом без засечек; При изменении кегля текстовой надписи нужно очень осторожно обращаться с пропорциями букв. Добиваясь равной высоты (или другого требуемого соотношения размеров), кегли разных шрифтов следует подбирать визуально и в заголовочных элементах, и в основном тексте. НЬЮАНСИРОВКА
Если расстановка заглавных букв в обычном тексте определяется правилами орфографии, то заголовки и другие выделенные элементы могут использовать разные стили - все заглавные, все строчные, заглавная только первая буква фразы или первые буквы всех значимых слов: Стиль "ВСЕ ЗАГЛАВНЫЕ" ассоциируется с повышенной громкостью голоса. Заглавные Первые Буквы Значимых заставляют англоязычный заголовок звучать газетно, рекламно, самоуверенно, а в последнее время этот стиль приобретает явственный привкус старомодности. По-русски такое оформление фразы допустимо только изредка в переводах с английского, в которых требуется сохранить «дух оригинала».
ИНТЕРВАЛЫ НАБОРА Огромное влияние на восприятие текста оказывают интервалы набора - расстояния между буквами в словах, между словами и между строками в абзацах. Чем меньше кегль шрифта, тем свободнее, дальше друг от друга должны стоять буквы, и наоборот - чем крупнее шрифт, тем относительно теснее должен быть набор. Многие пары букв оказываются стоящими слишком тесно или слишком свободно - например, даже если сдвинуть буквы "Г" и "А" вплотную, визуально между ними будет "дырка", обусловленная формой этих букв. Такие "дырки" и "слипания" букв, особенно заметные в крупном кегле. Иногда в заголовках применяются и отрицательные межбуквенные интервалы, т. е. наложение букв друг на друга. При этом буквы надписи могут окрашиваться в разный цвет, бросать друг на друга тени или просто "срастаться" в единое целое. Если абзац содержит больше трех строк текста, можно попробовать растянуть его по вертикали, увеличив интервалы между строками.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫРАВНИВАНИЯ СТРОК В АБЗАЦЕ: Выравнивание по правому краю имеет те же недостатки, что и по левому. Эти режимы выравнивания не всегда хорошо сочетаются друг с другом. Режим выравнивания - выключка по ширине - лучше всего подходит для верстки больших объемов текста в колонку достаточной ширины. Стиль этот удобен для выравниваний и потому легко интегрируется в любой дизайн. Если несколько абзацев текста идут подряд, нужно решить, как отделять их друг от друга. Для этого существуют два основных способа: вертикальные интервалы между абзацами, либо отступ "красной строки" (т. е. первой строки абзаца).
РАЗМЕЩЕНИЕ Строки текста могут располагаться не только по горизонтали, но и вертикально, но с одним условием: расположенный по вертикали текст не должен быть единичным; Особый случай текстового размещения - выделение первой буквы основного текста в так называемую буквицу отличающуюся по цвету, кеглю и шрифту и обычно врезанную в первые несколько строк текста, которые она начинает. Изломы или изгибы линии размещения букв - хороший способ придать тексту неформальный характер. С этой же целью можно пользоваться приемом, при котором каждая буква в строке поворачивается на некий небольшой, случайно выбранный угол.
ТЕКСТУРА ТЕКСТА Главное свойство текстуры текста - это ее плотность, насыщенность, уровень серого. Этот параметр сильно зависит от кегля (мелкий шрифт кажется темнее), интерлиньяжа и выбора начертания шрифта. Чтобы не вводить отвлекающих темных пятен, для выделений в тексте лучше пользоваться не полужирным, а курсивом.
СОЧЕТАНИЕ ФОНА И ТЕКСТА: Первое требование к паре цветов для фона и текста - достаточный контраст между ними, необходимый для комфортного, неутомительного чтения. Тесты психологов указывают на черный цвет на белом фоне как на сочетание, обеспечивающее максимальное удобство при продолжительном чтении. Помимо черного на белом, существует бесчисленное множество цветовых схем, обеспечивающих хорошую читаемость текста, и при выборе одного из них нужно учитывать общий стиль дизайна, сочетаемость цветов друг с другом и множество иных, чисто эстетических соображений. Необычные цветовые решения можно разбить на две большие группы: с темным текстом на светлом фоне и со светлым текстом на темном фоне.
СОЧЕТАЕМОСТЬ ЦВЕТОВ Восприятие цвета обязано быть более субъективным, чем восприятие той же формы, разные у всех людей не только любимые цвета, но и ощущения, которые вызывает у них тот или иной цвет. Тем не менее, в цветовой вселенной есть свои, вполне универсальные законы, которые необходимо знать и уметь применять на практике. В традиционной цветовой теории выделяют три основных цвета, образующие равносторонний треугольник в цветовом круге: красный, желтый, синий. Все остальные цвета можно получить путем смешивания основных. Так получаются дополнительные цвета (зеленый, оранжевый, фиолетовый) и цвета производные (желто-оранжевый, красно- оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине- зеленый и желто-зеленый.
ДЛЯ НЕБОЛЬШИХ ПО РАЗМЕРУ ЭЛЕМЕНТОВ НУЖНО ВЫБИРАТЬ БОЛЕЕ ЯРКИЕ, «ПРИМИТИВНЫЕ» ЦВЕТА, А ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ВСЮ КРАСОТУ КАКОГО-НИБУДЬ ТЕМНОГО, СЛАБОНАСЫЩЕННОГО ОТТЕНКА, НЕОБХОДИМА ДОСТАТОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ. ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА: Все цвета можно разделить на две группы следующим образом: Холодные (синий, голубой, фиолетовый) – успокаивают и отдаляют данный предмет; Теплые (красный, желтый, зеленый) – приближают объект, делают его крупнее и активнее. АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА Дополнительная группа – белый и черный.
цвета-соседи Любые два цвета в близком соседстве воспринимаются несколько иначе, чем по отдельности. Если цвета-соседи обладают примерно одинаковой яркостью и если один из цветов заметно превосходит другой по занимаемой площади, то он «подминает под себя» своего соседа, перетягивая на себя его параметры. Непосредственно возле границы двух цветов, однако, начинает проявляться противоположная тенденция цвета как бы отталкиваются друг от друга, стараются подчеркнуть свои различия; более темный цвет в соседстве с более светлым приобретает еще более темную «кромку», а светлый возле самой границы делается несколько ярче.
ПРИНЦИПЫ ЕДИНСТВА Особенно важны, для подбора цветов, противоположные и взаимодополняющие принципы единства и контраста. Принцип единства требует, чтобы используемые цвета были как можно ближе друг к другу, а в идеале представляли бы собой один и тот же цвет. Принцип единства действует и при подборе цветов, которые обязаны быть различными, например, со светлыми оттенками основного цвета для фона, более темными для текста и более насыщенными для декоративных элементов. Лучше всего ограничить спектр каждой отдельной композиции небольшим количеством цветов (не больше четырех), используя каждый цвет (и его оттенки) для нескольких разных элементов (иногда близких по своим функциям и оформлению, а иногда совершенно различных).
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РАЗМЕР Восприятие размера зависит от его относительности: От формы; От цвета объекта и фона; От текстуры. Симметричные элементы также воздействуют друг на друга и кажутся более мелкими. Что касается цвета, то объекты, окрашенные в теплые цвета приближаются к зрителю, темные же напротив, отдаляются и уменьшаются в размерах.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: РАЗМЕЩЕНИЕ, ПЛОТНОСТЬ Пустое пространство слева и справа от текста создает ощущение уюта, оно просто необходимо для комфортного чтения; Длинные строки выглядят скучновато, они утомляют глаза. Лучше, если в строке будет не больше 7-10 слов.
ДИНАМИКА Что такое динамика? Это не только движение в физическом смысле, это еще и движение «психологическое». По сути, любой контраст и асимметрия это тоже динамика, но появляется она только тогда, когда взгляд скользит от одного элемента к другому, узнавая в них общее и находя различия. Динамика явная Важными в этом случае считаются следующие моменты: * объект должен быть связан с содержанием и другими объектами; * должно быть свободное место для продолжения движения; * должна быть подчеркнутость направления движения другими элементами один как бы утаскивает за собой все остальные. Динамика неявная Подобно тому, как любое движение определяет линию, вдоль которой оно происходит, любая линия подразумевает движение. Естественное направление движения взгляда слева направо и сверху вниз. Все, что способствует этому движению, приносит удовлетворение, все, что мешает, напротив, раздражает и вызывает отрицательные эмоции.
ПРИНЦИП КОНТРАСТА Принцип контраста говорит о том, что выбранные цвета должны достаточно хорошо контрастировать между собой. Но как выбрать хорошее сочетание контрастных цветов? Нельзя пользоваться цветами, расположенными слишком близко друг к другу на цветовом круге; Прямо противоположные цвета тоже редко образуют гармоничные пары; Лучше всего контрастируют друг с другом цвета, расположенные приблизительно на расстоянии четверти окружности друг от друга; Белый и особенно черный цвета хорошо сочетаются с большинством других благодаря отсутствию у них составляющих тона и насыщенности. Особенно хорошо сочетаются черный с теплыми цветами, а белый – с холодными.
ЕДИНСТВО Самый важный принцип принцип единства, целостности и экономии средств. Необходимо свести к минимуму количество используемых элементов (академический стиль) и вводить новые только хорошо обдумав и осознав данную необходимость. Необходимо помнить: Один или два контрастных цвета на композицию (не считая черного и белого) Оттенки одного цвета различаются в яркости и насыщенности (а не в тоне). Одинаково выражают связь и соподчинение элементов (например, заголовок и кусок текста). У текстур прекрасно сочетаются плоский цвет и фотографии. Если вы и используете материальные текстуры, то не больше одной.
ФОРМЫ Прямые Прямые могут быть использованы как разделители и как соединители, направляя взгляд от одного элемента композиции к другому. Соединяя узловые точки контура прямыми, можно создать у зрителя ощущение того, что перед ним набросок. Это придает звучанию страницы новизну. Прямоугольники Прямоугольник является основной фигурой, чаще всего используемой и подчиняющейся правилу «золотого сечения». Если прямоугольник не вписывается в композицию, его можно замаскировать, смазав границы. Кривые Безье Кривые Безье инструмент для построения криволинейных форм. Однако эти фигуры приобретают особую выразительность, когда различные точки имеют различную кривизну. Бесформенность Бесформенность чаще всего применяется для контраста с выраженной прямолинейностью