«Речевое развитие» подготовила зам.зав.по УВР Щербакова Л.А. МБДОУ «Детский сад 141 «Лукоморье»
План работы консультпункта на 2015– 2016 уч. год. Тема: Реализация образовательной области «Речевое развитие» в условиях введения ФГОС ДО.
*«Речь-это бесценный дар, данный человеку" *«Если есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». (Лев Васильевич Успенский) * Каков разум, таковы и речи.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 октября 2013 года N 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально- коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно- эстетическое развитие физическое развитие
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 октября 2013 года N 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В речи детей существуют проблемы: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Результаты показывают, что детям сложно: пересказывать литературные произведения составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы создавать разные виды творческих рассказов освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Главное правило: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!!!»
1. Овладение родным языком: а) сказывается на развитии мышления ребенка, но не затрагивает его эмоциональную сферу; б) оказывает косвенное воздействие на развитие воображения ребенка; в) непосредственно связано с такими линиями психического развития ребенка как мышление, воображение, память, эмоции.
2. Основным признаком развитой речи ребенка является: а) способность применять речевые умения к незнакомому языковому материалу; б) умение повторять за взрослым сложные речевые комбинации; в) умение воспроизводить по памяти стихотворные тексты.
3. Развитие речи ребенка правильно рассматривать: а) только с точки зрения лингвистики - как овладение языковыми навыками; б) исключительно в коммуникативной сфере; в) как овладение не только языковыми, но и коммуникативными навыками.
4. Развитие познавательных способностей ребенка - дошкольника: а) первично по отношению к становлению речи; б) вторично по отношению к становлению речи; в) взаимосвязано с развитием речи.
5. Фонетика изучает: а) звуковую сторону речи; б) смысловую сторону речи; в) различные формы слов и способы их согласования.
6. Лексика – это: а) совокупность слов; б) словарный состав языка; в) составляющая грамматического строя языка. 7. Семантика – это: а) значение слова; б) правильное произношение слова; в) громкое и четкое произношение слова.
8. В период дошкольного детства у ребенка: а) одновременно с интонационной стороной речи развивается и речевой слух; б) сначала развивается речевой слух, а затем – как следствие - интонационная сторона речи; в) вслед за интонационной стороной речи развивается речевой слух.
9. Для точного и правильного восприятия и понимания детьми речи окружающих темп речи взрослых: а) имеет значение; б) не имеет значения. 10. На разных возрастных этапах развития ребенок: а) может по-разному понимать одни и те же слова; б) не может по-разному понимать одни и те же слова; в) одинаково понимает все освоенные им слова.
11. Главным условием осознания речи является понимание: а) смысла отдельных слов; б) ее смысла в целом; в) смысла словосочетаний как минимальных словарных соединений. 12. Люди, которые больше всего оказывают влияние на развитие речи ребенка: а) родители; б) педагоги; в) родители и педагоги.
Мы предлагаем следующие пути решения проблем: 1. Создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения педагогами новых профессиональных знаний. 2. Распространение лучших образовательных практик по речевому развитию детей. 3. Создание условий для реализации инновационных педагогических технологий, направленных на повышение качества работы по речевому развитию дошкольников. 4. Усиление работы по развитию устной речи дошкольников по всем направлениям (произносительная сторона, словарь, грамматический строй, связная речь и т.д.). 5. Образование системы работы в тесной взаимосвязи всех специалистов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!