Е ДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС Выполнила Студентка 305 группы Сорокина А.В.
П ЛАН 1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи 2 Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) 3 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 4 Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) 5 Вывод
Е ДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Безопасность жизнедеятельности - это наука о сохранении здоровья и обеспечении безопасности человека в среде обитания. Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС объединяет в себе все органы управления, силы и средства страны, причастные к делу борьбы с ЧС и ранее занимавшиеся этим делом разрозненно. РСЧС занимается разработкой и исполнением законов и других важных документов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевые научно-технические программы, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение надежности функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; сбор, обработка, обмен и выдача информации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; занимается подготовкой населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; занимается ликвидацией чрезвычайных ситуаций; осуществляет мероприятия по социальной защите населения, гуманитарных акций и т.п.
Е ДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Характеризуя вредные привычки и их влияние важно отметить, что это одна из составляющих здорового образа жизни, позволяющая физически и духовно существовать человеку. Такие социальные опасности как: табакокурение, алкоголизм, наркомания разрушают здравый ум человека, его социальную составляющую. Причин распространения данных патологий множество, как и средств борьбы против них. Теоретический анализ и исследования социальных опасностей и РСЧС обусловили необходимость использования понятий и методологических оснований. Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования о том, что сущность и специфика вредных привычек и единой государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляет собой структурное и целостное образование, обусловливающее процесс личностного развития в целом.
К ЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ (ЧС) Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенный территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушений жизнедеятельности людей
Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Можно классифицировать по происхождению ЧС, по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. локальные местные
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации. К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы. К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.
Е ДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель РСЧС – объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
О СНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности; формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению безопасности; осуществление государственных целевых и научно- технических программ в области безопасности; обеспечение высокой готовности к действиям в ЧС и проведению работ по их ликвидации; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; организация жизнеобеспечения пострадавшего населения; обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации специалистов системы; создание и использование чрезвычайных резервных фондов (финансовых, продовольственных, материально- технических и медицинских) для обеспечения безопасности.
Л ИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ЧС) Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различают три основных этапа. На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чрезвычайных ситуаций и о необходимости использования средств индивидуальной защиты. Проводятся эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, а в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.
На втором этапе проводятся спасательные и другие неотложные работы, а также продолжается выполнение задач по защите населения и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, начатых на первом этапе. Продолжаются локализация и тушение пожаров, а также спасение людей из горящих зданий и сооружений. Если в результате чрезвычайной ситуации разрушены или завалены защитные укрытия и убежища, в которых находились люди, проводится их розыск и извлечение из завалов. Пострадавших и получивших ранения доставляют в медицинские учреждения. Продолжается также эвакуация населения из опасных зон.
В случае необходимости (выброса в окружающую среду радиоактивных или токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов) проводят специальную обработку, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности людей, входящих в состав специальных формирований, и используемой техники к продолжению аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также подготовки объектов к возобновлению производственной деятельности. Специальная обработка состоит из обеззараживания и санитарной обработки. Обеззараживание включает в себя следующие операции: дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию и дератизацию. Дезактивация – это удаление радиоактивных веществ с поверхностей различных предметов, а также очистка от них воды. Различают механический и физико-химический (химический) способы удаления радиоактивных веществ (радиоактивной пыли) с очищаемых поверхностей. Механическое удаление радиоактивной пыли сводится к смыванию ее водой под давлением с поверхности загрязненных предметов. При использовании химического способа радиоактивную пыль связывают специальными растворами, препятствуя тем самым ее распространению в окружающей среде. Для этого используют поверхностно-активные (порошок Ф-2, препарат ОП-7 и ОП-10) и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи (фосфаты натрия, трилон Б, щавелевую и лимонную кислоты, соли этих кислот).
Существуют различные методы дезактивации воды: фильтрование, отстаивание, перегонка, очистка с использованием ионообменных смол. Зараженные открытые водоемы дезактивируют, обрабатывая абсорбирующими и комплексообразующими глинами. Очистку рек, ручьев и иных стоков проводят, пропуская воду через плотины фильтрующего типа. В качестве фильтрующего элемента в них используют адсорбирующий наполнитель. Дезактивацию колодцев проводят многократным откачиванием из них воды и удалением зараженного грунта со дна. Для дезактивации упакованных продуктов питания заменяют загрязненную тару. Если продукты не были упакованы, то с их поверхности снимают зараженный слой. Следующая операция обезвреживания – дегазация. Ее используют для разложения отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. В качестве дегазирующих веществ используются также химические соединения, которые вступают в реакцию с отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами. Для удаления отравляющих и сильнодействующих химических веществ с зараженных поверхностей используют моющие растворы, приготовленные на основе порошка СФ-24 или бытовых синтетических моющих веществ. Эти растворы, не обезвреживают отравляющие вещества, а лишь позволяют быстро смыть их с зараженной поверхности. Дегазацию проводят с применением воды, моющих растворов, растворов дегазирующих и органических веществ, используя моечные машины. Если имеет место комбинированное загрязнение радиоактивными и отравляющими веществами, то сначала проводят дегазацию, а уж затем дезактивацию.
В ЫВОД ПО ПЛАНУ В России с 1992 г. для обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера функционирует «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС). В данной презентации относительно этой тематике рассматривались такие вопросы как: классификация чрезвычайных ситуаций, РСЧС и ликвидация последствии чрезвычайных ситуаций. Именно из-за разнообразия чрезвычайных ситуаций понадобилось на государственном уровне РСЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций направлена на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов и стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. Были рассмотрены виды чрезвычайных ситуаций и способы ликвидаций последствий после них.
Теоретический и практический анализы исследовали чрезвычайные ситуации, РСЧС, выявили способы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Спасибо за внимание