Составили: Куява.А.Т. Филиппова Л.М.г. Бодайбо, 2015 год
Общие сведения о мышлении Познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющегося важнейшим компонентом в структуре познавательной деятельности. Мыслительная деятельность позволяет установить причинно- следственные зависимости, раскрыть объективные закономерности явлений и их сущность. Мышление, являясь одним из главных компонентов познавательной деятельности, не может существовать без связи с другими психическими процессами, оно развивается во взаимодействии с ними т.е. от степени сформированности всех познавательных процессов (внимания, памяти, речи и т.д.) зависит уровень развития мышления. И наоборот, чем выше уровень мышления, тем на более высокой ступени развития оказываются все другие познавательные функции.
Виды мышления К концу старшего школьного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Затем появляются элементы наглядно-образного мышления, т.е. ребёнок начинает мыслить при помощи образов. Сначала формируется наглядно-действенное мышление, т.е. все мыслительные операции у малыша проходят через действия с предметами.
Основные мыслительные операции Анализ – это процесс расчленения объекта на составляющие его части, что способствует обнаружению наиболее существенных признаков того или иного предмета или явления. Синтез – это соединение различных свойств объекта в единое целое. Анализ и синтез тесно взаимодействуют между собой и, как правило, осуществляются одновременно.
Основные мыслительные операции Сравнение предполагает установление сходства, тождества и различия между объектами Обобщение – это мысленное объединение (группировка) предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Специфические черты мыслительной деятельности учеников с недостатками умственного развития 1. Их мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. 2. Не все виды мышления, особенно словесно- логическое, достигает такого уровня, который прослеживается в мыслительной деятельности их нормально развивающихся сверстников. 3. В мыслительных операциях наблюдаются фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение для обобщения.
Исследование мышления Курсы по Худенко. Модуль 1 стр.91. стр Представлены различные методики.
. В МЛАДЩЕМ школьном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, логически мыслить, сравнивать и обобщать.
Выполняя предлагаемые словесно- логические упражнения, ребёнок сможет научиться: сравнивать предметы друг с другом; классифицировать предметы и явления, называть группы предметов обобщающим словом, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу; узнавать предметы по описанию; определять последовательность событий; рассуждать о противоположности признаков и явлений; целенаправленно запоминать; творчески мыслить; строить умозаключения.
Научите ребёнка наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, подмечать в них главные и отличительные особенности, это будет способствовать систематизации приобретаемых им знаний. Его добрыми помощниками станут игры. ( «4-й лишний»)
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. «Что общего у предметов в каждой группе?»
«Какое свойство объединяет каждую группу предметов? Соедини каждый рисунок с нужным значком.»
А также различные упражнения, которые можно сгруппировать под названием «Подбери пару» «Выбери недостающий предмет из нижнего ряда»
«Соедини предметы так, чтобы они образовали пары, подходящие к понятиям: пушистый - колючий, тяжёлый - лёгкий, холодный – горячий.
школьникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, предлагаемые словесно – логические упражнения помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний. Игра «Во что превратится?» Всадник без лошади Дерево без веток Самолёт без крыльев Книга без страниц Сад без деревьев Карандаш без грифеля Диван без спинки Подушка без перьев Стол без ножек Спички без серы «Подбери пару» Стрелка-часы, колесо-? Вулкан-извержение, река-? Птица-перья, рыба-? Красный-стоять, зелёный-? Осень-дождь, зима-? Стол-скатерть, пол-? Учитель-школа, врач-? Человек-руки, кошка-? Поезд-станция, самолёт-? Писатель-книга, скульптор-?
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на вопросы: Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки? Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему? Почему семеро козлят открыли дверь Волку? Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул?
А выполнение этих интересных упражнений потребует от школьника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. «Закончи предложение» (Закончить предложение, используя союз «чтобы», подобрав к началу каждой фразы по 2-3 варианта её продолжения). Дети сели в лодку, чтобы____________________________. Мама надела нарядное платье, чтобы____________________. Петя закрыл лицо руками, чтобы_________________________. Вова взял собаку на поводок, чтобы_______________________. Рабочие привезли кирпичи, чтобы__________________________. Катя подняла с земли птенчика, чтобы______________________. Папа купил цветы, чтобы__________________________________. Лена размахивала руками, чтобы____________________________.
«Закончи предложение» ( Закончить предложение, объяснив названное событие, необходимо использовать союз «потому что» и подбирать по 2-3 возможных варианта) Мальчик решил переодеться, потому что …. У Саши заболели глаза, потому что …. Машина резко затормозила, потому что …. Кот выгнул спину и зашипел, потому что …. Маша открыла окно, потому что …. Мама отругала сына, потому что …. Гости весело рассмеялись, потому что ….
Выявление продуктивности ассоциаций
Определение логических связей
Выявление уровня обобщения, ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО
Выявление характера логических связей и отношений
Составь рассказ по картинкам
Выполняя эти интересные задания, вы лучше узнаете своего ученика, это прекрасная возможность подружиться с ним, помочь ему развить его способности. Избегайте назидательности, выполняйте упражнения весело, играя, эмоционально. Поощряйте не только удачное решение, но и попытки вашего УЧЕНИКА преодолеть трудности. Верьте в него! Успехов!!!
Найди два одинаковых зонтика
Найди в каждом ряду два одинаковых предмета
Как ты думаешь, какой признак объединяет предметы в каждой группе?
Найди у каждого кораблика деталь, отличающую его от других
Назови каждую группу предметов одним словом
Найди 10 различий
Назови в каждом ряду предмет, который не подходит к остальным. Объясни, почему он лишний.
В рамке из нижнего ряда выбери недостающий предмет для верхнего ряда. Почему ты выбрал этот предмет?
Рассмотри картинки. Подумай, что было сначала, а что потом.
У каждого из этих предметов есть смысловая пара, кроме одного. Что это за предмет?
Рассмотри картинки. Скажи, что было сначала, что потом.
Найди любимую рыбку Маши, если ты знаешь, что она не длинная, без горошин, не грустная, у неё закрыт рот и у неё не три полоски.
Рассмотри пирамидку. Какой вид сверху ей соответствует?
Маша и Даша лепили из снега фигурки. Одна из них – снежные пирожки, а другая – звёздочки. Что лепила Маша, если Даша лепила не пирожки? Даша Маша
Бабушка связала внукам 6 носочков. Сколько внуков у бабушки? Два друга шли до школы 10 минут. Сколько минут шёл каждый из друзей?
Шерсть у кота Васьки темнее, чем у Мурзика, но светлее, чем у Пушка. Какой кот самый светлый? Какой кот самый тёмный? Васька Мурзик Пушок
Какой фигуры не хватает?
На одном берегу – утята, на другом – цыплята. Кто быстрее доплывёт до острова? Утята. Цыплята плавать не умеют.
В презентации использованы рисунки художников А. А. Гурьева, С. Г. Куркиной, И. В. Новикова, А. Н. Лукьянова, Л. Савельева, М. М. Салтыкова. Тексты С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, С. В. Щербининой.