Урок-зачёт в 10 классе « Комплексный анализ текста». Выполнила: Воеводина Г. В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ »2
- формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения; - формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости для успешной сдачи ЕГЭ; - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной и устной форме; - формирование навыков комплексного анализа текста; - углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации; -формирование речевой и коммуникативной компетенции. Цели и задачи Цели и задачи :
определять тему, основные мысли текста; находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для каждого стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; производить комплексный анализ текста; производить лексический разбор текста; производить разные виды разбора слова, предложения; объяснение орфограмм и пунктограмм. Основные умения и навыки
Класс делится на группы, назначаются старшие групп. Оформляется стенд «Готовимся к зачету», материал на котором обновляется в течение всего периода подготовки к зачёту. На стенде – вопросы, образцы выполнения заданий, схемы разборов, списки дополнительной литературы, перечень умений и навыков. Предварительная работа
Работа в группах 1 группа Комплексный анализ текста А.П. Чехова «Степь» (художественный стиль) 2 группа Комплексный анализ текста И. Медведевой «Поговорим о бабушках» (публицистический стиль) 3 группа Комплексный анализ текста А. Муранова «Круговорот воды в природе» (научный стиль)
1. Выразительно прочитайте текст. 2.Докажите, что это текст. 3. Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи здесь использованы? 4. Определите тему, основную мысль текста. 5. Озаглавьте текст. 6. Составьте план текста. 7. К какому типу речи относится данный текст? 8. Определите стиль текста, докажите своё мнение. 9. Каково лексическое значение подчёркнутого слова? 10. Есть ли в тексте многозначное слово, заимствованное слово (поработайте со словарём)? 11. Подберите синонимы, антонимы к какому- либо слову. 12. Какие орфограммы встретились в этом тексте? Сгруппируйте слова по видам орфограмм. 13. Сделайте фонетический разбор слова. 14. Два-три слова разберите по составу. 15. Произведите морфологический разбор слова. 16. Найдите сложное предложение. Произведите его синтаксический и пунктуационный разбор. План работы с текстом
На всех этапах подготовки к зачёту используются контроль и самоконтроль. Контроль осуществляет как сам учитель, так и его помощники – ученики-консультанты. Контроль
1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками- консультантами. 2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний». 3. Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий, которая соответствует реальному уровню знаний и навыков каждого ученика. 4. Подведение итогов урока. В чём ценность подобных уроков? Они обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний. План урока