Пересказ своими словами как средство развития речевого умения Неня Е.Н., учитель английского языка МКОУ СОШ 7 г. Михайловка
«Текстуальный» пересказ Содержание задано полностью. Сообщение передается в полном или слегка сокращенном виде. Большинство речевых механизмов простаивает. Работает только память. Используются готовые речевые средства. Грамматические трансформации, как правило, не предполагаются. репродуктивный уровень
Так можно ли пересказу прочитанного обучать по – иному? пересказывать лицам, незнакомым с содержанием прочитанного; пересказывать с определенной речевой задачей; пересказывать с учетом ситуации.
Пересказ «своими словами» Говорящий сам выбирает то главное в сообщении, что нужно передать другим. Предполагает такие мыслительные операции как: выбор главных фактов, отсеивание второстепенных, построение собственной логической цепочки рассуждений. Готовые средства используются в новых комбинациях, сочетаниях. репродуктивно-продуктивный уровень
Выделить главное Сократить Трансформировать Комбинировать Заменить синонимами Пересказ своими словами – верный путь к речевому умению
1. Упражнения на выделение главного (мысли, содержания). 1. Identify the topic sentence of each paragraph. 2. Choose the best title for the story. 3. Find the key sentences of the text. 4. Underline the three most important pieces of information in this paragraph. 5. Identify the main facts omitting the supporting ones. 6. Divide the text into meaningful parts. 7. Think of the key words in the story necessary for retelling. 8. Shrinking story (shrink - сокращать).
2. Упражнения, обучающие компрессии и перекомпоновке прочитанного. Letters and Telegram. A newspaper reporter. A jumbled list.
3. Упражнения на замену лексических единиц синонимами. From this list, choose a synonym for the words in bold type in each sentence. Underline the synonym to the italicized word.
4. Упражнения, обучающие трансформации, перефразу, комбинированию. Look at the following simple sentences and combine them. Make as many changes as you feel necessary. Transcode information into some other display (diagram, chart, etc.). Paraphrase or rewrite information in your own words.
5. Упражнения, обучающие оценке и выражению своего отношения. Give your opinion about the following statements. Be prepared to explain your reasons. Use Agree (A) or Disagree (D). Considering the content of the text, put a positive (+) or negative (-) sign next to each of the following words. Discuss why you marked them as you did.
6. Упражнения, обучающие аргументированию своей точки зрения. Identify each point with the letter P, and each statement of support with the letter S. Supporting point examples or explanations.
Обучение пересказу прочитанного Приём «Ажурная пила»
1. Home Group (первоначальная группа) Учащиеся Самостоятельно читают один из текстов, Выполняют задание для проверки понимания.
2. Expert Groups (экспертные группы) Учащиеся Представляют свой вариант ответа, Сравнивают все варианты, Готовят вариант для пересказа одноклассникам.
3. Home Groups Учащиеся По очереди сообщают друг другу информацию, Слушают и готовят полный ответ по теме.
4. The Whole Class (со всем классом) Учащиеся Обсуждают тему, используя факты из прочитанного и услышанных текстов.