Урок как основная форма реализации требований ФГОС.
Актуальность Жизнь нашего сегодняшнего ученика проходит в быстро изменяющемся информационном мире. Чтобы найти своё место в жизни, нужно: быть коммуникабельным; уметь ориентироваться в потоке информации; уметь всегда учиться; быть креативным. Именно школа закладывает основы таких качеств личности.
Традиционное понятие «урок» по – прежнему остается главной формой организации учебного процесса. Но …. урок сегодня – это урок, направленный на формирование и развитие УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Универсальные учебные действия УУД ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВН ЫЕ
Ключевые понятия в обучении системно-деятельностный подход Чему учить? (Обновление содержания образования) Как учить? Ради чего учить? (Ценности образования) (Обновление технологий обучения)
Типы уроков: «открытия» знаний; отработки умений и рефлексии; построения системы знаний; развивающего контроля; урок исследования и др.
Формы обучения. Учитель выбирает для урока приемлемую форму обучения: 1) групповую; 2) парную; 3) индивидуальную; 4) комбинированную.
При подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие УУД он будет развивать и каких результатов достигнет.
Нужно помнить: становление учебной деятельности – это становление разных сторон духовного развития личности (самопознания, самооценки) как этапов самовоспитания. Уровень сформированности учебной деятельности = уровень развития личности.
Целью каждого урока является ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, который учится: ставить цели, решать задачи, комментировать результаты. Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ.
Эффективный урок Эффективность – дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный (словарь С.И. Ушакова) «Эффективность» в переводе с латинского – « эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких- либо действий. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.
Эффективным станет урок, учитывающий постулаты: словесные средства обучения- 10 – 20 % (слышит ученик); наглядные – 50 % (видит); практические – 90 % (делает сам).
Урок эффективен, если использовать базовые образовательные технологии: 1. проектная деятельность; 2. уровневая дифференциация; 3. информационно – коммуникационные технологии; 4. обучение на основе «проблемных ситуаций».
Урок эффективен, если используются здоровьесберегающие технологии.
Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать: принципы построения урока; типы уроков; критерии оценивания урока.
Критерии результативности урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функций от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою деятельность).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (в соответствии с целью) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения.
6. На уроке даются задания и четкие критерии самоконтроля, самооценки. 7. Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает успехи. 8. Учитель всегда планирует коммуникативные задачи урока. 9. Учит объяснять собственную позицию, обучает корректным формам её выражения.
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Итог: сформированность у обучающегося определенных УУД.