Дорожная карта развития трехъязычного образования на годы
Цель Обеспечение поэтапного внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования в Республике Казахстан для повышения его конкурентоспособности и развития человеческого капитала
Сроки реализации (этапы) 1-й этап – 2015 год 2-й этап – годы
Целевые индикаторы Доля детей предшкольного возраста, овладевших словарным запасом английского языка в соответствии с программой (2015 – 7%, %). Доля школьников, закончивших начальную школу со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам (2015 – 52%, 2020 – 75%). Доля школьников, закончивших основную школу, со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам (2015 – 60%, %). Доля школьников, закончивших старшую школу, со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам (2015 – 70%, 2020 – 95%). Количество школ с трехъязычным обучением (2015 – 110, 2020 – 700). Доля педагогов, преподающих предметы ЕМН в старших классах на английском языке (физика, биология, химия, ИКТ), от общего количества учителей естественнонаучных предметов (2015 – 2,5%, 2020 – 25%).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 7 стратегических направлений 1. Нормативная и правовая база 2. Научно-исследовательская деятельность 3. Методологическое и учебно-методическое обеспечение 4. Подготовка кадров и повышение квалификации 5. Институциональная поддержка 6. Информационное сопровождение 7. Финансирование Реализация Дорожной карты предусмотрена Планом мероприятий по реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования на годы.
План мероприятий по реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования на годы Совершенствование нормативной и правовой базы Внесение изменений и дополнений в учебные программы языковых дисциплин с учетом коммуникативного подхода, междисциплинарных и сквозных тем, преемственности в предметах Разработка и утверждение программ уровневого обучения английского языка на основе CEFR международного стандарта обучения языкам, их преподавания и системы оценок Внесение изменений и дополнений в стандарт дошкольного воспитания и обучения в части создания необходимых условий для трехъязычного образования Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты образования в части введения с 2020 года в старших классах школ с неказахским языком обучения преподавания предмета «История Казахстана» на казахском языке Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты образования в части введения с 2020 года в старших классах с не русским языком обучения, преподавания предмета «Всемирная история» на русском языке
Совершенствование нормативной и правовой базы Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты образования в части введения с 2020 года в старших классах школ вне зависимости от языка обучения преподавания предметов естественно- математического цикла «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология» на английском языке Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты высшего образования в части введения преподавания курса английского языка на протяжении всего периода обучения Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты высшего образования в части введения с первого курса обучения преподавания не менее 20% учебных дисциплин на втором языке (для русского отделения – на казахском языке, для казахского отделения – на русском языке) Внесение изменений и дополнений в учебные программы и стандарты высшего образования в части введения с третьего курса обучения преподавания не менее 30% учебных циклов базовых и профилирующих дисциплин на английском языке Разработка профессионального стандарта в сфере образования Разработка и реализация ежегодного медиа-плана по информационному сопровождению трехъязычного образования в рамках реализации «Информационной стратегии по продвижению трехъязычного
Научно-исследовательская деятельность Проведение научных исследований по трехъязычному образованию, мероприятий международного сотрудничества в области научных исследований по трехъязычному образованию Введение мониторинга внедрения результатов исследований для улучшения практики трехъязычного образования Отбор вузов и научных институтов для программно-целевых исследований в сфере трехъязычного образования
Методологическое и учебно- методическое обеспечение Разработка программ для детей дошкольного возраста по изучению государственного, русского и английского языков в игровой, активной и интерактивной формах Разработка учебно-методических пособий по интегрированному обучению предмету (информатика, физика, химия, биология) и языку Разработка программ дополнительного образования школьников на трех языках и программы внеклассной работы по предметам старших классов, изучаемым на английском языке Разработка 40 образовательных программ и учебников на английском языке Разработка программ повышения квалификации педагогов в условиях трехъязычного образования Создание системы постоянного мониторинга и анализа динамики развития трехъязычного образования, а также потребности в специалистах со знанием трех языков по различным направлениям Разработка цифровых толковых и обычных словарей (казахско-русских, русско-казахских, казахско-английских, англо-казахских), в том числе терминологических (по информатике, физике, химии, биологии и др.) со свободным доступом в Интернете и твердых (на бумажных носителях) Организация адаптированного перевода и издания литературы на казахском языке по уровням обучения Разработка Концепции подготовки и повышения квалификации педагогов Республики Казахстан в рамках внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования на
Мероприятия по популяризация идеи трехъязычия Разработка и внедрение механизма обязательного привлечения англоязычных выпускников программы «Болашақ» к преподаванию в организациях системы образования без отрыва от основного места работы (не менее 2 академических часов в неделю) Проработка вопроса привлечения в организации образования англоязычных специалистов через волонтерские организации и программы обмена студентов с учетом наработок ОЭСР в данной области Проработка вопроса создания в рамках интеллектуальной игры «Дебаты», казахской лиги для учеников школ с неказахским языком обучения и русской лиги для учеников с казахским языком обучения Выделение средств в рамках государственного социального заказа на создание в рамках интеллектуальной игры «Дебаты», казахской лиги для учеников школ с неказахским языком обучения и русской лиги для учеников с казахским языком обучения Организация тематической кружковой и проектной деятельности учащихся на казахском языке в организациях среднего образования с неказахским языком обучения, на русском языке в организациях с казахским языком обучения, на английском языке во всех организациях среднего образования вне зависимости от языка обучения Обеспечение в организациях образования деятельности клубов общения на английском языке («Star Club») с привлечением англоязычных выпускников программы «Болашақ» Организация и проведение экскурсионных мероприятий на казахском языке в организациях среднего образования с неказахским языком обучения, на русском языке в организациях с казахским языком обучения
Подготовка кадров и повышение квалификации Разработка и внедрение авторских онлайн курсов по изучению казахского языка и профилирующим дисциплинам преимущественно на казахском языке в ведущих университетах страны (по принципу Coursera, edX и др.) Изучение потребности подготовки педагогических кадров для преподавания на трех языках для эффективного внедрения трехъязычного образования Разработка Плана комплексных мер по реализации Концепции подготовки и повышения квалификации педагогов Республики Казахстан в рамках внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования на годы Повышение квалификации 2,4 тыс. учителей и ППС на языковых курсах, ежегодно Организация конкурсной поддержки лучших практик и проектов по распространению трехъязычного обучения на всех уровнях образования, совместных инициатив организаций образования, совместных проектов с компаниями, зарубежными партнерами по внедрению трехъязычного обучения на всех уровнях образования Организация дистанционного обучения педагогов английскому языку (Британский совет, ETS)
Институциональная поддержка Создание Координационного совета трехъязычного образования при МОН РК Создание Центра трехъязычного образования Создание в регионах опорных региональных ресурсных центров трехъязычного образования в рамках ГЧП. Организация и проведение с 2016 года летней языковой школы в организациях среднего образования
Информационное сопровождение Создание и размещение обучающих трехъязычных интерактивных и медийных продуктов (теле- и радиопередачи, интернет-ресурсы и др.) Освещение вопросов развития трехъязычного образования в ежегодном Национальном докладе «О состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан» Создание профессиональных интернет-сообществ учителей, внедряющих трехъязычное обучение Создание единого образовательного портала по внедрению трехъязычного обучения на всех уровнях образования
Информация по внедрению полиязычия в школах г. Павлодара школа предмет на казахском языке класс учитель количество учеников директор школы ГУ "СОШ 34 инновационного типа г.Павлодара" история РК, география 6 а Мукарова Э.У.28Айгожин Болат Капкенович естествознание 5 а,б,в,г,д Дюсенова С.С.130Айгожин Болат Капкенович Школа-лицей 20 история РК8 рус Марзатаев Е.Т.21 Топанова Гульнар Туйяковна СОШ 41 естествознание 5 в Турсунбаева Н.К.24 Солтанбекова Анар Еркиновна география 8 а, 9 г 48 СОШ 43 география, история РК 6 б Кабыкенов А.Х., Увалиев А.А. 20 Оразалинова Загипа Жумабаевна
Информация по внедрению полиязычия в школах города Павлодара школа класс предмет на казахском языке Класскурсна каком языке обучение СОШ 346 Агеография СОШ 346 Аистория РК СОШ 345 А,Б,В,Г,Д.естествознание СОПШ 436-БГеография СОПШ 436-БИстория Казахстана СОПШ 435-ГЕстествознание СОПШ 419 ГГеография СОПШ 415 ВЕстествознание 3 БНа страницах математики Английский СОПШ 415 ГЕстествознание 8 АИстория Казахстана в лицах: новое время казахский СОПШ 418 АГеография 9 ВИстория Казахстана в лицах: новейшее время казахский СОПШ 419 ВГеография 9 ГИстория Казахстана в лицах: новейшее время казахский ГУ "Школа - лицей 20 города Павлодара" 8 история Казахстана 10,11Нашей истории страницы - 10, 11 классы русский 8,9,10,11Практикум по химии - 8 А, 9 А, 10 А, 11 Б русский 8,10,11«Brush up your English»английский/ русский/ казахский 8,10,11Интерактивные технологии русский/ казахский/ английский 8,9,10,11 школьная газета "Лицеист" русский/ казахский/ английский