Государственно-общественное управление в системе образования: институциональные достижения, перспективы и риски развития Российская Академия Образования Дмитрий Александрович Метелкин, заведующий лабораторией РАО, к.социол.н.
Основные вопросы: Полезные эффекты ГОУ Правовые возможности по конструированию моделей ГОУ Ключевые особенности современного состояния ГОУ Риски и перспективы развития моделей ГОУ 2
Ожидания от ГОУ ГОУ PR & Publicity? Крауд- сорсинг? Обратная связь? Фанд- райзинг? 3
Правовые возможности по конструированию модели ГОУ На основании П.1, ст ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление в системе образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. 4
Функции управления образованием (в соответствии с п.2, ст ФЗ) 1. Стратегическое планирование развития системы образования. 2. Принятие и реализация государственных программ, направленных на развитие системы образования. 3. Проведение мониторинга в системе образования 4. Информационное и методическое обеспечение деятельности органов управления образованием. 5
Функции управления образованием в соответствии с п.2, ст ФЗ 5. Государственная регламентация образовательной деятельности. 6. Независимая оценка качества образования, общественная и общественно-профессиональная аккредитация. 7. Подготовка и повышение квалификации специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, педагогических работников. 6
Дополнительные функции государственно-общественного управления образованием 7 – Механизм учета мнения участников образовательного процесса при подготовке и принятии локальных актов, затрагивающих интересы указанных участников образовательного процесса (п.3, ст ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») – Функционирование комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса (ст ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Ключевые особенности современного состояния ГОУ Систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием системы участия общественности в управлении образованием в 2014 году, состоянием системы оценки качества образования. Выборочный характер участия экспертов и респондентов (получили материалы из 8 регионов: Красноярский, Ставропольский, Пермский края; Липецкая, Воронежская, Иркутская, Тамбовская области, республика Мордовия) 8
Основные выводы исследования 1. процесс институционализации органов государственно-общественного управления в юридическом пространстве региональных систем образования практически завершен 2. при формировании региональных моделей государственно-общественного управления выдерживается принцип разнообразия форм организации участия общественности в управлении на различных уровнях системы образования 9
Основные выводы исследования 3. действующие механизмы формирования органов ГОУ и их способность к исполнению функции «обратной» связи в системе управления образованием позволяют говорить о высоком уровне демократичности 4. структуры ГОУ действуют в рамках своих полномочий результативно и эффективно 10
Основные выводы исследования 5. во всех регионах-участниках мониторинга разработаны и реализованы программы обучающих мероприятий, ориентированных на формирование и поддержку компетенций членов структур государственно-общественного управления 6. действующий состав органов ГОУ высоко оценивает уровень своих компетенций 11
Проблемы и риски современных действующих моделей ГОУ Функции, которыми наделяются органы ГОУ, часто носят формально-декларативный характер. Отмечается относительно низкий (порядка % педагогов и 25-30% знают о деятельности ГОУ) уровень информированности более широких групп участников образовательного процесса о деятельности органов ГОУ 12
Проблемы и риски современных действующих моделей ГОУ Мероприятия по формированию компетенций членов ГОУ организуются и проводятся в проектном режиме. Соответственно носят не циклический характер. Обучение родителей и других участников ГОУ на системной основе не имеет нормативных оснований. 13
Проблемы и риски современных действующих моделей ГОУ Алгоритм участия органов государственно- общественного управления в процедурах независимой оценки качества образовательных услуг находится в процессе формирования: универсальной модели интеграции деятельности органов ГОУ в структуры, создаваемые во исполнение 256-ФЗ от еще не сложился. 14
3D-матрица для оценки модели ГОУ 15 Подсистемы управления Уровни управления Функцииуправления Функцииуправления Планирование и прогнозирование Организация Координация и регулирование Мотивация и стимулирование Контроль ОУ МО РСО Оперативное управление Управление ресурсами Управление персоналом Управление коммуникациями Управление проектами
Спасибо за внимание! Контактные данные: