« Учебно-методическое обеспечение образовательных организаций: нормативно-правовая база»
Нормативные документы, регулирующие обеспечение образовательных организаций учебниками и учебно-методической литературой 1. Закон Российской Федерации от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 8 ч.10, ст. 14. Язык образования, ст. 18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, ст.28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, п.п Приказ МОиН РФ от г «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …» 3. Приказ МОиН РФ от «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …» 4. Письмо МОиН РФ от «О федеральном перечне учебников» 5. Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. N 576
Приказ МОиН РФ от г «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей: 1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы; 2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений; 3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке. Каждая часть состоит из 3 разделов: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.
В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям: а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;
Федеральный перечень учебников будет формироваться раз в три года. Предусмотрена процедура исключения учебника из перечня. Причины для этого могут быть следующие: нарушение прохождения процедуры экспертизы учебника; содержание в учебниках информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей; отзыв экспертной организацией представленного ранее экспертного заключения на учебник; выявление конфликта интересов между экспертами и авторами учебника, если это повлияло на качество проведения экспертизы и так далее.
Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» пункт 3. «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из: федерального перечня учебников 2013/14 учебный года, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067»
Письмо МОиН РФ от «О федеральном перечне учебников» «Если основная образовательная программа организации предусматривает использование учебников, не включённых в ФП( г), учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретённых до вступления в силу Приказа 253 от (до 5 лет)»
Наряду с учебниками могут использоваться учебные пособия ПЕРЕЧЕНЬ организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2009 г. 729 С изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки от 13 января 2011 г. N 2 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ….»
Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. N 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. 253»
1. Исключить учебники, включенные в федеральный перечень учебников: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Письмо ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 07 августа 2015 года МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Пункт 33. «Каковы нормы обеспеченности учебниками и учебными пособиями в соответствии со Стандартом? Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в пределах Стандарта определяется исходя из расчета:не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования; – не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования/
Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах Стандарта осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Необходимо учитывать, что пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами Стандарта, и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
Письмо заместителя руководителя ДОгМ Васильевой Т. В / /15 от 2 июля 2015 года «Образовательные организации, исходя из собственной потребности, могут самостоятельно покупать необходимые учебники и учебные пособия, ученическую мебель за счет средств от приносящей доход деятельности или средств субсидии на выполнение государственного задания при условии соблюдения организационных требований, предусмотренных законодательством в сфере закупок товаров»
Подготовила методист Городского методического центра Кузнецова Лариса Викторовна