Основы психодидактики. Дидактика (др.-греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция проекта МПИ (Математик. Психология. Интеллект)
Advertisements

Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Предмет и проблемы методики обучения географии и экологии.
МОУ СОШ с. Вторые Тербуны Личностно – ориентированное общение как один из факторов успешности обучения Володина В. В., учитель математики
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ КОНЫШЕВОЙ Н.М. Автор: Кутлахметова Т.П., учитель начальных классов МБОУ сош г.
Синтез противоположных оппозиций. Актуальность интегративного обучения: глобальные проблемы современности, интегрирующее влияние на человечество.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Роль УМК «Математика. Психология. Интеллект» в реализации Концепции развития школьного математического образования России 1 Гельфман Эмануила Григорьевна,
Л ОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учителя информатики Богачёва Г.В. Мочалова М.В.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Роль и место УМК «Мирный атом» в региональной образовательной политике Дозморова Е.В.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Транксрипт:

Основы психодидактики

Дидактика (др.-греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.др.-греч. педагогикитеорияобразованияобучениязакономерностизнанийструктуру образования Основной вопрос дидактики формулируется по- разному. Одни связывают его с вопросом о содержании обучения и воспитания [1], другие с тем, «как протекает мышление учащихся в процессе изучения» конкретного предмета [2] ; наконец, третьи резюмируют его в двух риторических вопросах «чему учить?» и «как учить?» [ [1] [2] [

Основной вопрос дидактики Каково содержание обучения и воспитания – чему учить? Как протекает мышление учащихся в процессе изучения конкретного предмета – как учить?

Школьный процесс обучения Учитель пересказывает параграф учебника, снабжая его по мере возможности демонстрациями изучаемых явлений (но чаще без них), проводит закрепление знаний путем обсуждения и решения задач, дает задание на дом. На следующем уроке спрашивает двоих- троих учеников, выставляет хорошие (для поощрения) и плохие (для наказания и страха) отметки, затем рассказывает следующий параграф и т.д. А.Н. Крутский, д.п.н.

Психодидактика уникальная, инновационная, здоровье созидающая, природосообразная наука, которая на практике дает наилучшие результаты. Взамен устаревших дидактических принципов, разработанных еще Я.А. Коменским 350 лет тому назад, здесь представлены семь новых принципов. Это интегративная и психосберегающая наука на стыке философии, психологии, педагогики и учебной технологии

Истоки психодидактики Педагогика Теория обучения Теория воспитания Методологические подходы к обучению

Теория обучения предмет закономерности цели задачи содержание принципы методы формы организации результаты

Подходы к обучению проблемный программированный дискретный системно- функциональный системно- структурный системно- логический индивидуально- дифференцированный коммуникативный игровой межпредметный историко- библиографический демонстрационно-технический задачный модельный

Процесс обучения 1. Постановка конкретных дидактических целей 2. Выявление психических функций личности, способствующих достижению этих целей 3. Оперативное преобразование учебного материала к виду, позволяющему задействовать психические функции для достижения дидактических целей 4. Выбор методов и средств, позволяющих привести ученика в психическое состояние, способствующее с помощью преобразованного учебного материала усваивать нужные знания

Психодидактика технология дидактика психология

Психодидактика – это область педагогики, в рамках которой конструируются содержание, формы и методы обучения, основанные на интеграции психологических, дидактических, методических и предметных (соответственно определенному учебному предмету) знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности в качестве основы организации учебного процесса и образовательной среды в целом. В основе психодидактического подхода лежит педагогическая инженерия, то есть процесс проектирования, конструирования и эксплуатации того или иного педагогического продукта (учебника, УМК, образовательной среды), ориентированного на решение задачи развития психических ресурсов каждого школьника – обогащающая модель обучения

Интеллектуальное воспитание – это такая форма организации образовательного процесса, которая обеспечивает повышение продуктивности интеллектуальной деятельности и рост индивидуального своеобразия склада ума. Психологической основой интеллектуального воспитания является процесс обогащения ментального (умственного) опыта ученика в процессе обучения как условие формирования индивидуального интеллекта.

Интеллект 1)когнитивный опыт – это ментальные структуры ("когнитивные схемы"), отвечающие за хранение, упорядочивание и преобразование наличной и поступающей информации. Их основное назначение – оперативная переработка текущей информации на разных уровнях познавательного отражения; 2) понятийные опыт – это ментальные структуры ("концепты"), обеспечивающие обобщение и конструирование информации на основе процедур абстрагирования, идеализации, интерпретации. Их основное назначение – выявление существенных признаков и воспроизведение в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения. 3) метакогнитивный опыт – это ментальные структуры ("метакогниции"), позволяющие осуществлять непроизвольную и произвольную регуляцию процесса переработки информации, а также сознательно управлять работой собственного интеллекта. Их основное назначение – контроль за ходом интеллектуальной деятельности и состоянием индивидуальных интеллектуальных ресурсов; 4) интенциональный (эмоционально-оценочный) опыт – это ментальные структуры ("интенции"), которые лежат в основе индивидуальных познавательных склонностей. Их основное назначение – определять субъективные критерии выбора определенной предметной области, направление поиска решения, предпочитаемые источники информации и т.д.

Психодидактические требования к учебным текстам Тематическая организация курса математики. Многоуровневость учебного текста. Ориентация на понимание математических фактов, идей и теорий. Сюжетная основа учебных текстов в 5–6-х классах. Использование в учебном тексте обучающих заданий. Диалоговый характер учебных текстов. Опора на самостоятельность учащихся в процессе усвоения математических знаний. Индивидуализация и дифференциация обучения средствами учебного текста. Организация текущей учебной диагностики. Психологически комфортный режим умственного труда.

Критерии интеллектуальной воспитанности в обогащающей модели обучения К – Компетентность. Интеллектуальная компетентность – это такие особенности организации знаний, которые обеспечивают возможность принятия эффективных решений в конкретной ситуации. И – Инициатива. Интеллектуальная инициатива – это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать идеи и осваивать разные области деятельности. Важнейшим проявлением интеллектуальной инициативы является способность осуществлять выбор. Т – Творчество. Интеллектуальное творчество – это процесс создания субъективно либо объективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи, использовать нестандартные способы деятельности и проявлять толерантность к необычным, «невозможным» ситуациям. С – Саморегуляция. Интеллектуальная саморегуляция – это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью и целенаправленно строить процесс самообучения. У – Уникальность склада ума. Уникальность склада ума – это индивидуально- своеобразные способы познавательного отношения к происходящему, в том числе индивидуальных познавательных стилей и индивидуальных познавательных предпочтений.