Работа с одарёнными детьми О.С. Тимонина
Виды одарённости интеллектуальная, академическая, лидерская, психомоторная (двигательная сфера), технико-конструкторская, художественно-исполнительская.
Особенности одарённых детей Любопытство Способны следить за несколькими процессами одновременно Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации Продолжительный период концентрации внимания Умение видеть и/или устанавливать связи между объектами
Проблемы одарённых детей Трудности в общении со сверстниками из-за разницы в интересах «Диссинхрония развития»
Креативность включает в себя: интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей создавать нечто новое; предварительный набор знаний, умений; личные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность; «мета творчество» - жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание меняться, высокую ценность свободы, активности.
Черты личности, присущие творческим людям: - независимость – личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью; - «открытость ума» - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; - высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; - развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Психологические условия, способствующие развитию одарённости : 1) Психологическая безопасность, достигаемая за счет: - признания безусловной ценности индивида - отсутствие внешнего оценивания результатов его труда. 2) Психологическая свобода, достигаемая через полное самовыражение мыслей, чувств и состояний.
Рекомендации педагогам Не провоцировать соревнование Избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу Использование открытых заданий Отсроченная реакция на ответ ребёнка Соблюдение пауз при выполнении заданий