Уборка зерновых Скашивание зерновых Просушка зерна Последний сноп Время жатвы было самым трудным, "страдным", но и самым желанным для крестьян во всем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В древние времена Русь покрывали густые леса. Освобождая земли от леса, крестьяне превращали ее в свою кормилицу. Из поколения поколение передавали земледельцы.
Advertisements

ПРАЗДНИЧНЫЕ ЗВОНЫ районный фестиваль праздников народного календаря.
Истоки и современное развитие народного художественного промысла «Декоративная соломка »
Посев льна Семена для посева Лен В нечерноземных губерниях России выращиванием льна занимались практически в каждом крестьянском хозяйстве. Лен принадлежит.
Библиотечный урок. Слава рукам золотым! Кто любит труд, того и люди чтут!» Русская пословица У народа есть слова: «Хлеб всей жизни голова».
ОСЕННЯЯ ПОРА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ 1.Чем заняты люди осенью? 2. Какой была осень в жизни наших предков?
Осенние народные праздники
Распахивание под озимые Рожь Посев озимых На отдохнувшей под паром земле для более полного и рационального использования земляных угодий крестьяне сеяли.
Хлеб всему голова Хлеб да вода – богатырская еда..
- расширить представление учащихся о значении хлеба в нашей жизни; Задачи: - дать знания учащимся об истории хлеба; - воспитывать у учащихся бережное.
Поговорим о сельском хозяйстве. Сельское хозяйство занимается выращиванием культурных растений и домашних животных Поэтому сельское хозяйство делится.
Изготовление изделий из природного материала Автор: Чупрова Валентина Максимовна – учитель технологии МОУ «Лицей 40» г. Петрозаводска Республики Карелия.
Звуки [ х ] и [ х ] и буква, которая их обозначает
Енисейская губерния XIX века Работу выполнила: Уч-ся 8 класса «В» Гниляк Ира.
Древние земледельцы и скотоводы 1. Возникновение земледелия 2. Одомашнивание животных и скотоводство 3. Неолитическая революция 4. Посуда из глины.
Хлеб всему голова Воспитатель: Крикян М.М. МБДОУ ЦРР Д/С№16 г.Белореченск
Праздник урожая Вторые "осенины" День рожениц Православный праздник, посвященный рождеству Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа. Рождество Богородицы.
Из чего делают хлеб? Автор: Ткачёва Анна 3А класс. Руководитель Масловская Т.А.
Содержание: 1.Что входило в состав крестьянского двора. 2.Обстановка крестьянской избы. 3.Посуда.4.Пища.5.Брак.
КАК РАСТЕТ ВЕРМИШЕЛЬКА. ВЕСНОЙ В ПОЛЕ ВЫХОДИТ ТРАКТОР. ОН ПАШЕТ ЗЕМЛЮ.
Транксрипт:

Уборка зерновых Скашивание зерновых Просушка зерна Последний сноп Время жатвы было самым трудным, "страдным", но и самым желанным для крестьян во всем цикле сельскохозяйственных работ. К жатве в русской деревне готовились очень тщательно. К этому периоду приводили в порядок гумна, овины, риги, ремонтировали дороги, по которым вывозили хлеб. Начало страдной поры определяли старики, чей земледельческий опыт был бесспорным для всех жителей деревни. Жатву нужно было начинать в "желтой спелости" хлеба, т.е. когда стебли и зерна уже пожелтели, и зерно можно мять и скатывать в шарик, как воск. Уборка урожая была делом, в основном, женским. Накануне жатвы во многих областях женщины собирались и выбирали зажинальщицу для совершения символического зажина поля. Чаще всего это была женщина средних лет с "легкой рукой". Она тайно сжинала на своем поле три снопа, укладывала их крестом, сверху клала кусок черного хлеба с солью и икону Спасителя. Потом сообщала всем, что зажин сделан. Уборка хлеба

Уборка зерновых По страдной поре вставай на заре Выросшую на поле рожь или пшеницу в старые времена убирали серпами. Их делали на заказ у деревенских кузнецов. Серп представлял собой полукруглый острый клинок с зазубренным лезвием и деревянной ручкой. Клинок серпа изготавливали из стали или железа с наваркой стальных полос на лезвие, а затем закаляли в огне. Зазубрины наносились на лезвие или до закаливания, или после него. В первом случае серп был довольно мягким и быстро тупился, но его можно было легко заточить. Во втором – он служил очень долго, но если зазубрины тупились, то заточить их было делом нелегким. Зубцы на лезвии клинка делались в форме лопаток или игл. Считалось, что новыми серпами с заточкой в виде лопаток сначала трудно работать, но по мере их снашивания серп становится все более и более удобным. Жатва серпами с зазубринами в форме игл, по мнению крестьянок, сразу же давалась легко, однако зубья на серпах быстро изнашивались. Время жатвы было самым трудным, "страдным", но и самым желанным для крестьян во всем цикле сельскохозяйственных работ. Уборка хлеба

Скашивание зерновых Со второй половины XIX в. в южных губерниях европейской части России коса-стойка стала основным орудием уборки урожая яровой пшеницы и использовалась, правда, довольно редко, для косьбы ржи и овса. Коса-стойка, или литовка, представляла собой прямую или изогнутую палку, длиной от 40 см до метра и более, с железным или наваренным из стали полотном в виде неширокого слегка изогнутого ножа. С ее помощью хлеб можно было убирать быстрее, чем серпом, и с меньшими потерями, кроме того, при скашивании получалось больше соломы, т.к. коса срезала стебли почти у самой земли. По страдной поре вставай на заре Время жатвы было самым трудным, "страдным", но и самым желанным для крестьян во всем цикле сельскохозяйственных работ. Уборка хлеба

Просушка зерна Сжатую рожь или пшеницу, связанную в снопы, перевозили для просушки в овин. Так как на большей части России, за исключением самых южных районов, время уборки зерна совпадало с началом дождливой погоды, то сушка хлеба в овине была обязательна. Зерно без просушки делалось влажным и плохо вымолачивалось цепами. Раскладкой снопов занимались взрослые мужчины, им помогали молодые парни, подававшие снопы на вилах в овин. Топкой овина ведали старики; это была не тяжелая, но ответственная работа. Необходимо было учитывать погоду, качество дров, постоянно регулировать пламя, чтобы не закоптить зерно и не устроить пожар. Как правило, зерно хорошо высыхало при протапливании овина осиновыми дровами в течение 8–9 часов. По страдной поре вставай на заре Время жатвы было самым трудным, "страдным", но и самым желанным для крестьян во всем цикле сельскохозяйственных работ. Уборка хлеба

Последний сноп Последний день жатвы был общим праздником, который отмечался коллективной трапезой с пивом, вареным мясом, пирогами. В этот же день проводилось множество обрядов, в ходе которых крестьяне благодарили поле за урожай, просили плодоносить его и на следующий год набирались от поля здоровья. Почти по всей России соблюдался обычай оставлять последний сноп нескошенным, заплетать его в косичку и перевязывать ленточками, а под него на землю класть кусок хлеба с солью. По страдной поре вставай на заре Время жатвы было самым трудным, "страдным", но и самым желанным для крестьян во всем цикле сельскохозяйственных работ. Уборка хлеба