От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года
Требования к квалификации Учитель должен знать, использовать в работе, соблюдать: … - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; - Конвенцию о правах ребенка; ….. - методику преподавания предмета; - программы и учебники по преподаваемому предмету; … - требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; - средства обучения и их дидактические возможности; - основы научной организации труда; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; …..
Требования к квалификации Учитель выполняет следующие обязанности …. - планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой Школы, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ; …. - обеспечивает выполнение рабочей программы, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности;
Программы отдельных учебных предметов… Рабочие программы… Давайте определимся с терминами Статья 2. Основные понятия, используемые в ФЗ «Об образовании в РФ» 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов Статья 12 ФЗ «Об образовании в РФ». Образовательные программы 5) Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность… 7) Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам…, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. 10 ) Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Статья 28 ФЗ «Об образовании в РФ». Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации
Программы отдельных учебных предметов… Рабочие программы… Давайте определимся с терминами Статья 14 ФГОС ООО Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать… Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе …программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; Статья ФГОС ООО Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать…, разрабатываются.., включают….
Структура основной образовательной программы Целевой раздел: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Содержательный раздел: программу развития универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся, включающую направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы. Организационный раздел: учебный план как один из основных механизмов реализации ООП; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Программы отдельных учебных предметов = Рабочие программы учебных предметов Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Примерные программы учебных предметов, курсов Примерные программы учебных предметов на уровне основного общего образования составлены в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программы разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств, психологических, возрастных и других особенностей обучающихся. Примерные программы учебных предметов не определяют количество часов на изучение учебного предмета и не ограничивают возможность его изучения в том или ином классе. Они являются ориентиром для составления рабочих программ: они определяет инвариантную (обязательную) и вариативную части учебного курса. Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения, расширения объема содержания. Курсивом в примерных программах учебных предметов выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться».
Важно – соответствие нормативным требованиям ФЗ «Об образовании в РФ» ФГОС ООО Примерные основные образовательные программы Опыт разработки образовательной программы к лицензированию Требования органов надзора и контроля