Хозяйство Дальнего Востока.
Экономико-географическое положение Дальнего Востока очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отдаленный от Центра России район; с другой Дальний Восток это выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско- Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира. Взаимосвязи между странами этого региона сейчас усиливаются, и России весьма нежелательно оставаться в стороне от этого. Пока что Россия присутствует в этом регионе лишь как экспортер сырья: угля Южно-Якутского бассейна, древесины и продуктов ее переработки (пиломатериалов, щепы, целлюлозы), рыбы и морепродуктов (крабов, кальмаров, мидий, морской капусты и т. д.).
Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Гражданская» специализация района ориентировалась на те виды продукции, которые, несмотря на огромные расстояния, было экономически выгодно перевозить в Европейскую Россию или поставлять на внешний рынок. Прежде всего это добыча и обогащение руд цветных металлов (олова, свинца, цинка, вольфрама, золота и других). Золотодобывающая промышленность, называемая «королевой» Дальнего Востока, всегда имела особое значение. География ее очень широка: от Амурской области до крайнего севера Якутии и Чукотки.
Мировую известность приобрели якутские алмазы, добываемые в бассейне Вилюя, левого притока Лены.
На втором месте рыбная промышленность (более 2/3 российского производства) вылов и переработка рыбы (в том числе таких ценных пород, как лососевые) и морепродуктов (крабов, кальмаров, мидий, гребешков, трепангов, морской капусты). Рыбные консервы, всемирно известная красная икра, свежемороженая и соленая рыба поставляются отсюда практически во все районы России, а также на экспорт. Дары моря перерабатываются на рыбозаводах в 60 городах и поселках такого количества этих предприятий нет ни в одном районе Российской Федерации.
Третье направление специализации лесозаготовки и целлюлозно-бумажная промышленность. Поскольку гораздо ближе к Европейской России находятся аналогичные (и более мощные) производства Восточной Сибири, то на Дальнем Востоке эта отрасль ориентирована на экспорт, прежде всего в Японию.
Открытие в 1960-х гг. месторождений угля в Южной Якутии и проведение туда железной дороги позволило сформировать еще одну экспортную отрасль угольную промышленность. В Южно-Якутском бассейне открытым способом добывается около 10 млн т каменного угля, значительная часть которого идет на экспорт в Японию через специально построенный для экспортных грузов порт Восточный (близ Находки).
Основанный в 1860 г. как небольшой укрепленный пост, Владивосток быстро стал главным портом России на Тихом океане, базой торгового и рыболовного флота. Вблизи в многочисленных бухтах базируются главные силы военно- морского Тихоокеанского флота.
Владивосток.
Какие виды транспорта играют основную роль в районе? Низкая плотность населения и редкая транспортная сеть требуют высокой надежности работы транспорта. Транспортные пути здесь это одновременно и пути освоения территории: вновь построенная дорога начинает обрастать горнодобывающими предприятиями, поселками, а затем и городами. Особую роль в хозяйстве района играет морской транспорт, который является здесь отраслью специализации района, обеспечивая не только внутренние, но и внешние экономические связи России во взаимодействии с железнодорожным транспортом. Главные порты сосредоточены на юге района, куда подходят железнодорожные магистрали. Это Владивосток, Находка, Советская Гавань и Ванино.
Большие валютные поступления приносит «контейнерный мост» Япония Западная Европа. Суда из Японии доставляют контейнеры в порт Находку, там они грузятся на железнодорожные платформы и следуют по Транссибирской магистрали и далее в страны Западной Европы. В перспективе Дальний Восток все в большей степени будет ориентироваться на связи со странами бассейна Тихого океана. При этом надо постараться избежать роли простого поставщика сырья и использовать богатые ресурсы района для того, чтобы поднять уровень жизни населения.
Выводы. Громадная территория, окраинное пограничное положение, широкий выход к морям, слабая заселенность, суровые природные условия и богатейшие минеральные ресурсы вот основные факторы специфического развития хозяйства Дальнего Востока. Основные отрасли специализации производят продукцию, которую экономически выгодно перевозить в Европейскую Россию или поставлять на внешний рынок. Это прежде всего обогащенные руды цветных металлов, особенно золота, рыба, лес и продукция целлюлозно-бумажной промышленности. Транспортные пути на Дальнем Востоке это пути освоения территории. Морской транспорт также является отраслью специализации района.