L/O/G/O Технология формирования критического мышления через чтение и письмо МБОУ СОШ 174 МБОУ СОШ 174
«…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» Л.С.Выготский Технология РКМЧП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов развивающего обучения и сотрудничества; технология является общепедагогической и надпредметной; технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности; в основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Особенности концепции РКМЧП Особенности концепции РКМЧП Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Критическое мышление – способность воспринимать текст на нескольких уровнях 1 этап Вызов 1 этап Вызов 2 этап Осмысление 2 этап Осмысление 3 этап Рефлексия 3 этап Рефлексия Мозговая атака Ключевые слова Логические цепи Кластеры Конструктивная таблица З-Х-У Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Чтение с остановками ИНСЕРТ Двухчастный дневник Таблица «Плюс- Минус-Интересно» Дерево предсказаний Зигзаг Подведение итогов Возвращение к логическим цепям, кластерам… Эссе Синквейн Перекрестная дискуссия «Шесть шляп мышления
Стратегия «Зигзаг» Цель стратегии «Зигзаг» - развития у школьников следующих умений: анализировать текст совместно с другими людьми; вести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку; самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Основа учебной стратегии «Зигзаг» - взаимообучение Осознал – значит, изменился.
Технология процесса стратегии «Зигзаг» Шаг 1. Группы и роли Шаг 2. Актуализация. Шаг 3. Будущий текст. Шаг 4. Перегруппировка Шаг 5. Работа с текстом Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму.
Технология процесса стратегии «Зигзаг» Шаг 6. Возвращение. Шаг 7. Свой текст Шаг 8. Презентация Шаг 9. Заключительный этап Шаг 10. Самооценка.
Технология процесса стратегии «Зигзаг» Шаг 10. Самооценка. Лист самооценки участия в групповой работе. По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А учитель может понять, насколько ученик адекватно воспринимает свое участие в групповой работе. Я предлагал идеи по составлению текста Я задавал уточняющие вопросы Я внимательно выслушивал всех членов группы
Общие рекомендации по проведению парных и групповых форм работы количество групп и принцип рассадки детей распределение ролей в группе четкие и краткие инструкции в процессе работы педагог помогает сформулировать ближайшую задачу, напоминает о ролях, о времени, задает уточняющие вопросы; хвалит одновременный финал работы, обмен результатами подведение итогов не стоит использовать групповую форму только ради нее самой