К ОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «М ИНИ - МУЗЕИ В ДЕТСКОМ САДУ » Подготовила: старший воспитатель д/с 378 Полеева Н.М.
«В ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ С СЕСТРОЙ МОЕЙ МЫ ВЫШЛИ СО ДВОРА. – Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ, - СКАЗАЛА МНЕ СЕСТРА » С. М ИХАЛКОВ
М УЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА ЯВЛЯЕТСЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ В СФЕРЕ ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, СОЗДАЮЩАЯ УСЛОВИЯ ПОГРУЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННУЮ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННУЮ СРЕДУ.
« МИНИ - МУЗЕЙ » * ОТРАЖАЕТ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ * РАЗМЕРЫ ЭКСПОЗИЦИИ * ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМАТИКУ МУЗЕЯ
П РИНЦИПЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ * Н АГЛЯДНОСТЬ * Д ОСТУПНОСТЬ * Д ИНАМИЧНОСТЬ
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В МИНИ- МУЗЕЕ П ОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С МУЗЕЙНЫМИ КОЛЛЕКЦИЯМИ ( В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ ) Г УМАНИЗМ ( ЭКСПОНАТЫ ДОЛЖНЫ ВЫЗЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ ) П ООЩРЕНИЕ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ И ФАНТАЗИЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ.
Л ЮБАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ДОЛЖНА УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ : ВОСПРИЯТИЕ - ПОНИМАНИЕ - ОСМЫСЛИВАНИЕ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ - ПРИМЕНЕНИЕ
Ч ТОБЫ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКОЙ, НЕОБХОДИМО СЛЕДОВАТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ПРАВИЛАМ П РАВИЛО ПЕРВОЕ К ПОСЕЩЕНИЮ МУЗЕЯ НЕОБХОДИМО СЕРЬЁЗНО, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ГОТОВИТЬСЯ, А ПОТОМ ЗАКРЕПИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Р ЕБЁНОК НЕ ПОДГОТОВЛЕН К ВОСПРИЯТИЮ СЛОЖНОГО СИМВОЛИЧЕСКОГО ЯЗЫКА МУЗЕЯ. З АДАЧА ПЕДАГОГА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ МАЛЕНЬКОМУ ЧЕЛОВЕЧКУ В ЭТОЙ НЕПРОСТОЙ И ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
П РАВИЛО ВТОРОЕ Н ЕОБХОДИМО ЧЕТКО ОСОЗНАВАТЬ КОНЕЧНУЮ ЗАДАЧУ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННО ВОСПРИНИМАТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОЗНАВАТЬ СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗА ЕГО СОХРАНЕНИЕ, НО И ЗА ПРИУМНОЖЕНИЕ И ПЕРЕДАЧУ ЭТОГО НАСЛЕДИЯ ДРУГИМ ПОКОЛЕНИЯМ.
О РГАНИЗАЦИЯ МИНИ - МУЗЕЯ В ДЕТСКОМ САДУ М УЗЕЙ – ЭТО ОСОБОЕ, СПЕЦИАЛЬНОЕ ОРГАНИЗОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ РАСШИРЕНИЮ КРУГОЗОРА И РЕБЁНКА, И ВЗРОСЛОГО, ПОВЫШЕНИЮ ОБРАЗОВАННОСТИ, ВОСПИТАННОСТИ, ПРИОБЩЕНИЮ К ВЕЧНЫМ ЦЕННОСТЯМ.
С ОЗДАНИЕ МИНИ - МУЗЕЯ – ТРУДОЁМКАЯ РАБОТА, КОТОРАЯ СОСТОИТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЭТАПОВ 1 ЭТАП П ОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА. Э ТОТ ЭТАП ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРОВЕДЕНИЕ ТАКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, КАК : - РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ; - КОНСУЛЬТАЦИИ - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
2 ЭТАП В ЫБОР ПОМЕЩЕНИЯ Н ЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ПОСЕТИТЕЛЕЙ И ЭКСПОНАТОВ.
Особенности месторасположения мини-музеев В группе В раздевалке В холле
3 ЭТАП С БОР ЭКСПОНАТОВ И РЕГИСТРАЦИЯ ИХ В КАТАЛОГЕ
4 ЭТАП О ФОРМЛЕНИЕ МИНИ - МУЗЕЯ, КОТОРОЕ ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ РЯДА УСЛОВИЙ : - ОФОРМЛЕНИЕ КОМНАТЫ ( УГОЛКА ) С УЧЁТОМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ НОРМ ; - НАЛИЧИЕ ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР, ЗАНЯТИЙ ; - СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ, ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ.
При определении содержания необходимо: 1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. 2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены» 3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. 4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея.
5 ЭТАП Р АЗРАБОТКА ТЕМАТИКИ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКСКУРСИЙ И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЭКСПОНАТАМИ
ПРИНЦИПЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ Принцип интеграции Принцип деятельности и интерактивности Принцип динамичности и вариативности Принцип природосообразности Принцип научности Принцип гуманизации и партнерства Принцип культуросообразности Принцип разнообразия Принцип регионального компонента
6 ЭТАП Р АЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА РАБОТЫ, В КОТОРОМ ПРЕДУСМАТРИВАЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО ЗАНЯТИИ С ДЕТЬМИ, НО И МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ. Т АКЖЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ
7 ЭТАП В ЫБОР ЭКСКУРСОВОДОВ И МИ МОГУТ БЫТЬ ПЕДАГОГИ, СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ ИЛИ РОДИТЕЛИ.
8 ЭТАП О ТКРЫТИЕ МИНИ - МУЗЕЯ С ПРИГЛАШЕНИЕМ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Тематика мини-музеев
Экскурсионная работа в мини-музее
Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание? Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини- музея?