учитель математики МОУ СОШ 11 г. Владимира Салех Татьяна Владимировна
К.Д. Ушинский «Если сам ученик выработает мысль, освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью».
Этапы формирования навыков учебного исследования Овладение учащимися отдельными компонентами осуществления исследовательской деятельности ( 5-6 классы). Приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа получения новых знаний (7-8 классы). Выполнение индивидуальных и групповых исследовательских работ, организация проектной деятельности (9-11 классы).
Первый этап : овладение учащимися отдельными компонентами исследовательских умений. Основная форма работы: включение в каждый урок заданий на развитие исследовательских умений.
Умение выстраивать стратегию поиска решения задач
Умение выделять закономерности в построении серии
Умение выделять закономерности в построении серии Духи, орган, хлопок, звонок. Беда, корь, сень.
Умение правильно распределять внимание Ответьте на вопросы после прослушивания текста: «Шел пустой автобус. На первой остановке село 5 чел. На второй – вышли двое, вошло 3 чел. На следующей остановке 1 вошел, 4 вышли, и наконец на предпоследней остановке вошло 2 чел. И никто не вышел.» Игра «Математика и русский одновременно».
Умение наблюдать
Умение работать с текстом Прием «ИНСЕРТ» - маркировка текста значками (авт. Воган и Эстес) I – interactive само активизирующая N – noting S – system системная разметка Е – effective для эффективного R – reading and чтения и T – thinking размышления «v» – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял
Второй этап: исследование как универсальный способ получения новых знаний Основная форма работы – урок- исследование Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний
Структура урока-исследования Мотивация исследовательской деятельности. Формулирование проблемы. Сбор, систематизация и анализ фактического материала. Выдвижение гипотез. Доказательство или опровержение гипотез. Обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Третий этап : выполнение индивидуальных и групповых исследовательских работ, организация проектной деятельности учащихся.
Симметрия в природе
Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени прохладной! Какой истомой безотрадной К нам в душу просятся они. А. Фет «Осень»
Симметрия в литературе Палиндромы Слова: то Пот, ка Зак, ша Лаш Фразы: * «А роза упала на лапу Азора» (А. Фет). * «Я иду с мечом судия» (Т. Державин)
Симметрия в искусстве А. Рублев «Троица»
Спасибо за внимание!