Организационно-содержательные основы внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Статья 13. …ООП ООО реализуется через урочную и внеурочную деятельность … Внеурочная деятельность организуется по направлениям развитиям личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д. Формы организации, чередование определяет ОО
Примерная основная образовательная программа основного общего образования ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. 1/15) 3. Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 3.1. Примерный учебный план основного общего образования Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Там же Помимо учебного плана может составляться план, регламентирующий занятия внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. Во внеурочной деятельности с учетом положений Программы воспитания и социализации обучающихся проходят занятия в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Урочные занятия по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» также возможны за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того, занятия по данной предметной области могут проводиться с учетом планов внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации обучающихся. Вопросы духовно-нравственной культуры народов России могут рассматриваться при изучении учебных предметов других предметных областей.
Примерный план внеурочной деятельности Может включать в себя: план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.; 2-3 часа в неделю; при проведении КТД – до 20 часов как бюджет времени на внеурочную деятельность за две недели; план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы); 1-2 часа в неделю; план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.); 1 час в неделю; план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); 1-2 часа в неделю; план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся); 1-2 часа в неделю; план воспитательных мероприятий.
Программы внеурочной деятельности Программы курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 3) содержание курса внеурочной деятельности; 4) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности; 5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
Важно – соответствие нормативным требованиям ФЗ «Об образовании в РФ» ФГОС ООО Примерные основные образовательные программы Опыт разработки образовательной программы к лицензированию Требования органов надзора и контроля