ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. Исследовательский проект « По правилам орфоэпии»
Задачи проекта: Задачи проекта: - выяснить, что изучает орфоэпия; - выяснить, что изучает орфоэпия; - выявить правила русского произношения; - выявить правила русского произношения; - найти историческое объяснение, как сформировалось современное русское литературное произношение; - найти историческое объяснение, как сформировалось современное русское литературное произношение; - составить список слов, постановка ударения в которых вызывает трудности. - составить список слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
Орфоэпия- ( от греч.orthos «простой, правильный» и epos «речь» ) – ( от греч.orthos «простой, правильный» и epos «речь» ) – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы, раздел языкознания, изучающий произносительные нормы, совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение.
Предметом изучения орфоэпии являются: * звуковые особенности речи (устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия современным литературным нормам); * правильное произношение звуков речи (гласных и согласных); * правильное произношение звукосочетаний; правильное произношение отдельных слов и их форм Предметом изучения орфоэпии являются: * звуковые особенности речи (устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия современным литературным нормам); * правильное произношение звуков речи (гласных и согласных); * правильное произношение звукосочетаний; правильное произношение отдельных слов и их форм
Произносительные нормы начали формироваться вместе с национальным языком на основе московского говора и окончательно сложились во второй половине 19 века. Эти нормы, в основном, сохраняются и в наши дни. Произносительные нормы начали формироваться вместе с национальным языком на основе московского говора и окончательно сложились во второй половине 19 века. Эти нормы, в основном, сохраняются и в наши дни.
Орфоэпическая норма Ударение Ударение Произнесение отдельных сочетаний Произнесение отдельных сочетаний
Ударение- выделение какого-либо выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности. слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.
Прочитайте правильно Торты Торты Кухонный Кухонный Включим Включим Понявший Понявший Закупорив Закупорив Наверх Наверх
Роль ударения в слове Различает разные слова Различает разные слова Различает формы разных слов Различает формы разных слов Различает формы одного слова Различает формы одного слова Различает функционально- стилистические варианты Различает функционально- стилистические варианты
Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т Р а з л и ч а е т разные слова разные слова зам О к – з А мок, мук А – м У ка, трус И т – тр У сит, погож Ё нный – погр У жженый зам О к – з А мок, мук А – м У ка, трус И т – тр У сит, погож Ё нный – погр У жженый
Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т Р а з л и ч а е т формы разных слов формы разных слов нош У – н О шуйй, кружкии И – кр У жки, стрелкаа И – стр Е лки, белкаа И – б Е лки нош У – н О шуйй, кружкии И – кр У жки, стрелкаа И – стр Е лки, белкаа И – б Е лки
Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т Р а з л и ч а е т формы одного слова формы одного слова кос И те – к О сите, кос И те – к О сите, нос И те – н О сите нос И те – н О сите
Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т Р а з л и ч а е т функционально- стилистические варианты функционально- стилистические варианты лавр О вый лист – семейство л А яровых (научноо.) лавр О вый лист – семейство л А яровых (научноо.)
Внимание ! Правила орфоэпии Правила орфоэпии в области ударения помогут предупредить соответствующие ошибки. предупредить соответствующие ошибки.
Произносительная норма СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 3 –го склонения З а п о м н и т е: в горсти, в кости, в крови, в ночь, в связи, в степи, в тени, в честь, на груди, на печи, на цепи и др.
другие предполагают два варианта ударения (на двери и на двери, в клетú и в клети) другие предполагают два варианта ударения (на двери и на двери, в клетú и в клети)
Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени разделена на три группы. * Ударение на основе во всех формах: бить – был, была, было, были; по аналогии: брить, шить, дуть и т.д. * Ударение на основе, кроме формы женского рода:брать – брел, бралá, брело, брели; по аналогии: врать, гнать, дать и т. д. * Ударение на основе, кроме формы женского рода:брать – брел, бралá, брело, брели; по аналогии: врать, гнать, дать и т. д. * Ударение на приставке, кроме формы ж.р. : * Ударение на приставке, кроме формы ж.р. : донять – дóнял, донялá, дóняло, дóняли; по аналогии: замереть, занять, запереть и т.д. донять – дóнял, донялá, дóняло, дóняли; по аналогии: замереть, занять, запереть и т.д.
Произносительная норма Глагол Особое внимание! звон Ить – звон И шь звон И м звон И т звон И те звон Я т звон Я т
Согласные звуки имеют больше особенностей согласный звук [г] в русском литературном языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг» - [друг]), однако в некоторых словах допускается произношение на месте оглушения звука [х]: «бог» - [бог]
З а п о м н и т е: согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч],[щ] – всегда мягкие; согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч],[щ] – всегда мягкие; в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [канэшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн] в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [канэшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн] буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы] буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы]
Ударение в русском языке
Внимание ! Трудные случаи произношения о т р а ж е н ы в ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ !