Тема: «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников». Выполнила: Воспитатель Сандалова О.А. Тема: «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников». Выполнила: Воспитатель Сандалова О.А.
Противоречия - между фронтальными формами обучения и воспитания детей с индивидуальным темпом познавательной деятельности каждого ребенка. - между наличием экологических знаний и отсутствием устойчивого положительного отношения ребенка к природе. - между желанием познавать окружающий мир и неумением использовать исследовательскую деятельность для достижения цели.
Цель работы: развитие познавательно- исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников. Задачи: 1. Формировать представление об экологии, ее значении в жизни человека, формировать экологическую культуру; 2. Формировать у детей осознание исследования, как способа познания окружающего мира.
Свою деятельность осуществляла с учетом следующих принципов: : Принцип учёта возрастных особенностей детей; · Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей; · Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса; · Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности развития детей; · Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области познавательно- исследовательской деятельности; · Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность. · Принцип непрерывности – обеспечивающий преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школы.
Методы и приемы: - экскурсии и целевые прогулки; - наблюдения за объектами и явлениями природы; - беседы; - рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях; - опыты с материалами в мини-лаборатории; - экспериментирование; - использование технических средств обучения (DVD – фильмы, компьютер, интерактивная доска)
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать: -познавательному развитию ребенка; -эколого-эстетическому развитию; -оздоровлению ребенка; -формированию нравственных качеств; - формированию экологически грамотного поведения.
Зона коллекций: предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам (иллюстрации живой и неживой природы, альбомы с фотографиями животных, птиц, рыб, их детенышей и местами их обитания; папки с иллюстрациями времен года, несколько видов календарей природы)
Зона экспериментирования : предназначена для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований и представлена в виде мини-лаборатории - условные обозначения явлений природы; - приборы – «помощники» (лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы); - природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.); - утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги); - красители: гуашь, акварельные краски, тушь; - медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); - прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов).
Игровая зона: предназначена для самостоятельной деятельности детей (материал для сюжетно-ролевых игр по экологическому воспитанию; «лесная костюмерная» (костюмы, маски, атрибуты различных животных, насекомых, растений); дидактические игры).
Содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений: о растениях; об агрегатных состояниях воды; о воздухе; о песке, почве, глине; о природных явлениях; о материалах и предметах;
Направления поисково – познавательной деятельности «Живая природа» «Неживая природа» «Предметное окружение»
Опыт своей работы представляла в виде: - показа открытых занятий на родительском собрании; - показа открытых занятий для педагогов; - выставок работ (продуктивная деятельность) в мини-музее; - фотовыставки «Хотим все знать»; - выставок детских рисунков.
Спасибо за внимание!