Обряды на выгон Обереги Пастухи Первый выгон скота повсюду совершался в день Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля по старому стилю). "Вербное воскресенье" – народное название православного праздника "Вход Господень в Иерусалим". Этот праздник отмечается в воскресенье на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Христос после воскрешения Лазаря направился в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. Он сказал своим ученикам привести молодого осла и на нем въехал в город. Жители Иерусалима восторженно приветствовали Иисуса как своего Спасителя и Мессию, держа в руках пальмовые ветви, и постилали на дорогу свои одежды, восклицая: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!" В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать ветви деревьев. В русской традиции пальмовые ветви заменили на вербу, которая и дала название празднику. Первый выгон скота
Скотину водить – не разиня рот ходить Обряды на выгон Перед выгоном скота совершали некоторые обряды: кормили скот хлебом, обходили животных с зажженной свечой и иконой. Смысл кормления хлебом состоял в том, чтобы скот знал свой дом, своих хозяев и всегда возвращался обратно. Хлеб должен был дать скоту силу, здоровье, обеспечить приплод. Обход скота со свечой и иконой, замыкание его в круг – такие магические действа совершали, чтобы оградить скот от разных напастей. Повсюду было принято выгонять животных в общее стадо веткой освященной вербы. После этого ее бросали в воду, в реку, или втыкали на поле, где пасся скот, как говорили, "чтобы скот летом не бегал домой". Кроме того, верили, что освященная верба способна охранять скот от всяких несчастий. Первый выгон скота повсюду совершался в день Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля по старому стилю). Первый выгон скота
Обереги В некоторых местах скот прогоняли через пояс. Иногда в середине пояс замыкали замком. Верили, что пояс оградит скот от всех напастей, заставит держаться своего двора; замок же, по крестьянским поверьям, придавал обряду большую силу, замыкая магическую ограду, он же якобы запирал пасть волку. Выгоняли скот с заклинаниями и приговорами. Например: "Егорий-батюшка, паси нашу скотинку на широкую долинку!" "Выгоню коровушку со двора голиком, приходи ко мне, коровушка, со всем молоком". В некоторых местах в этот день лошадей выделяли особо, так как св. Георгий осознавался прежде всего как покровитель лошадей. В некоторых местах Егорьев день отмечался как конский праздник; мужчины в этот день приезжали в церковь на лошадях. После молебна священник окроплял лошадей, затем крестьянин вел лошадь к купели и поил ее святой водой. Скотину водить – не разиня рот ходить Первый выгон скота повсюду совершался в день Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля по старому стилю). Первый выгон скота
Пастухи Важную роль в обрядах первого выгона скота играли пастухи. Им вручали стадо, и они старались использовать все средства, в том числе магические, чтобы сохранить его. Почти повсеместно, выгнав стадо за околицу, пастухи трижды обходили вокруг него. При этом у них были предметы, которые являлись оберегами. В первую очередь это был хлеб, нередко замок, иногда топор, часто верба и пасхальное яйцо, а также икона Георгия Победоносца. Также пастух должен был знать специальные заговоры, которые он читал при обходе стада. Скотину водить – не разиня рот ходить Первый выгон скота повсюду совершался в день Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля по старому стилю). Первый выгон скота