Великие имена в истории педагогики. Великие имена в истории педагогики. ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ГРУППЫ ЗФФ-113 АНАСТАСИЯ ЯШИНА ВлГУ имени А.Н. и Н.Г. Столетовых Педагогический институт Филологический факультет Учитель русский учителей. Константин Дмитриевич Ушинский ( )
Несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу Родное слово (Годы I, II) и Руководство к Родному слову для учителей и родителей. В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение Человек как предмет воспитания, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку. К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен в Выдубицком монастыре около Киева. Краткая Биография Краткая Биография. Новгород-Северская гимназия Московский университет. Гравюра Ярославский юридический лицей Дом Ушинских в Новгород-Северске Гатчинский сиротский институт Смольный институт Ларинский читальный зал Ушинский родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа.[2,3] После, 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. Он призывал студентов к изучению потребностей народа [2,4]. Направление деятельности Ушинского было раскритиковано и вскоре он был отстранен от преподавательской деятельности. После – было много мелкой литературной работы в журналах, частые визиты в Ларинский читальный зал. Работая в гг. инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы. С 1859 по 1862 г. К. Д. Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц.[3,4] Такая деятельность была принята в штыки и в 1862 г. Ушинский был уволен. Надгробие на могиле Ушинского Женевское озеро, г.Вена (здесь жил и лечился Ушинский)
Основные труды. педагогической I ч г., II ч г. Трактат «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» I ч г., II ч г. В данном работе К. Д.Ушинский рассмотрел особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера, глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка.[4] Изложил психологические основы дидактики – теории обучения, придерживался принципа природосообразности. В данном работе К. Д.Ушинский рассмотрел особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера, глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка.[4] Изложил психологические основы дидактики – теории обучения, придерживался принципа природосообразности. Статья 1857 г. Статья «О народности в общественном воспитании» 1857 г. В данной статье Ушинский дает меткую характеристику и проводит глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского метода воспитания. [4] Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. [3] Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву. В данной статье Ушинский дает меткую характеристику и проводит глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского метода воспитания. [4] Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. [3] Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву. Учебники "Родное слово" и "Детский мир" В этих учебных книгах русской начальной школы ярко воплотилась педагогическая концепция Ушинского. Идея народности воспитания пронизывала его учебники; с позиций народности освещались в них все факты и явления природы и общества. В светском характере «Родного слова» и «Детского мира» нашла свое отражение материалистическая тенденция мировоззренческих установок Ушинского. [3] Содержание учебных книг знакомило с новейшими для того времени достижениями разных областей знания, в особенности - естественных наук. В учебниках К.Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики, такие, как связь обучения с жизнью, соединение задач материального и формального образования, принципы воспитывающего обучения, учет психологических особенностей детей и т.д. [4] Кроме учебной литературы, статьей Ушинский писал и сказки о труде простых людей.
Направление педагогики. Основные идеи. К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему, научную педагогику. дошкольной педагогики В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. [3,4] Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. [3] Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. К. Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы организации учебных занятий в школе. [4] К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему, научную педагогику. Является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. [3,4] Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. [3] Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. К. Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы организации учебных занятий в школе. [4] К. Д. Ушинский стремился утвердить в школе принципы гуманного воспитания. [3,4] К. Д. Ушинский стремился утвердить в школе принципы гуманного воспитания. [3,4] Одной из главных задач гуманного воспитания, по мнению Ушинского, является развитие в человеке высоких нравственных качеств честности, справедливости, правдивости, искренности. К. Д. Ушинский стремился построить процесс воспитания и обучения в соответствии с природой и развитием детей: Первое условие этого соответствия - своевременное начало обучения. Он писал: «Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел…то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время…» [9] Второе условие – особое внимание (начиная с первого года обучения) необходимо уделить постепенному развитию в детях способности логического мышления. Третье условие - Ушинский особо подчеркивал необходимость воспитывать в каждом учащемся уверенность в своей памяти. Он утверждал, что «дитя, неуверенное в своей памяти, привыкшее знать, что оно забывает, легко отказывается от усилий воспоминания и тем самым заставляет изглаживаться в памяти приобретенные ею факты».[9] Говоря о качествах учителя, Ушинский отмечал, что учитель должен быть не только преподавателем, но прежде всего воспитателем. «В преподавателе среднего учебного заведения, знание предмета далеко не составляет главного достоинства» [9]. Личность воспитателя значит все в деле воспитания. Ушинский считал, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [9]. Высоко оценивал он и роль учителя. Он справедливо считал, что «влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами». [4]
Последователи Последователи. В конце XIX – начале XX в. не было ни одного русского педагога и деятеля народного образования, который не испытал бы на себе благотворного влияния идей Ушинского. (слева направо) И.Н Ульянов, И.Я. Яковлев, Х.Д.Алчевская, Н.А. Корф, В.П.Вахтеров, Д.И.Тихомиров, В. И. Водовозов, П.П.Блонский, В. Я. Стоюнин и В. П. Острогорский, Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Лесгафт и П. Ф. Каптерев – все они считали себя учениками и последователями К. Д. Ушинского, все они, разрабатывая отдельные области педагогики и методики, следовали заветам Ушинского. [2] Влияние Ушинского не ограничивалось русской школой. Оно распространялось на передовых педагогов Грузии, Армении, Казахстана, Украины, Белоруссии и других народов нашей страны. По классическим образцам Ушинского создавали учебные книги для национальной школы Я. С. Гогебашвили («Грузинская азбука», «Ключ к природе», «Родная речь»), армянский педагог Н. Тер-Гевондян [3,4], казахский просветитель И. Алтынсарин. Педагогические идеи Ушинского проникали в школы Болгарии, Чехии, других славянских стран.
Из первых уст… Е.Н. Водовозова, выпускница Смольного института « Вся внешность Ушинского сильно содействовала тому, чтобы его слова глубоко запали в душу. Худощавый, крайне нервный, он биш выше среднего роста…Его тонкие, бескровные губы, его суровый вид и проницательный взор, который, казалось, видит человека насквозь, красноречиво говорили о присутствии сильного характера и упорной воли...» [1] «Такие-то люди и двигают вперед общественное дело; они оживляют то, что до них замирало, они указывают другим дорогу; они вызывают новые силы для деятельности» [8] «Влияние Ушинского, которого я сам искал, обратило меня на истинный путь, заставило поближе познакомиться с отечественной и отчасти иностранной педагогической литературой, а главное, заставило поглубже вдуматься в педагогические начала, важность, высоту и святость которых я только теперь увидел во всей ясности» [5] В.Я.Стоюнин, российский педагог и публицист Л.Н.Модзалевский, российский педагог
Медаль К.Д.Ушинского. Возникновение медали было связано с проведением мероприятий, касающихся 75- летней годовщины со дня кончины К. Д. Ушинского. 25 мая 1946 года медаль была официально учреждена и существует по сей день в статусе главной ведомственной награды Министерства образования РФ. [6] Согласно Положению от 6 октября 2004 года медалью К. Д. Ушинского награждаются особо отличившиеся педагогические работники [7] образовательных учреждений (организаций) и деятели в области педагогических наук за: успешную разработку вопросов теории и истории педагогики, психологии, дефектологии, школьной гигиены, дидактики и других педагогических наук; успешную разработку вопросов теории и истории педагогики, психологии, дефектологии, школьной гигиены, дидактики и других педагогических наук; совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности; совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности; существенный вклад в создание образцовых учебников и разработку учебно-методической литературы, наглядных пособий и оборудования. существенный вклад в создание образцовых учебников и разработку учебно-методической литературы, наглядных пособий и оборудования.
Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию… Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию… Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто… Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто… Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его… Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его… Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека… Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека… Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей… Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Не уметь хорошо выражать своих мыслей недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний Цитаты К.Д. Ушинского.
Библиографический список: 1. Водовозова Е.Н. На заре жизни. Воспоминания. - СПб., Типография 1-ой СПб. Трудовой Артели, Иванов А. Н. К. Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор / А.Н. Иванов. Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд, История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие для пед. учеб. завед. / Под общ. ред. А.И.Пискунова. –М.: ТЦ Сфера, Константинов Н.А. История педагогики. - М.: Просвещение, Модзалевский Л.Н. О народности воспитания по Ушинскому. «Памяти К.Д.Ушинского». - СПб., Пыльнев Ю. В., Янин А. Л. Народное образование: знаки, значки, медали Воронеж, Положение о медали К.Д. Ушинского (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2004 года) Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского : (Биография). - М. : Учпедгиз, Стоюнин В.Я. Избр. пед. сочинения. - М., Ушинский К.Д. /Избранные педагогические сочинения в двух томах / А.И.Пискунова. - М. «Педагогика», 2004