Изучение контекста

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование в итоговом сочинении литературного материала и историко-культурного контекста Е.А. Гингель, доцент кафедры филологического образования БОУ.
Advertisements

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Литературные эпохи и художественные стили технология освоения курса (на материале одной литературной эпохи)
Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.
Подготовка к сочинению Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова 11 класс Презентация Погребняк Н.М.
Уметь ориентироваться в огромно мире книг… Методы самостоятельной работы с книгой Подготовлена зав. библиотекой Дмитриевой Н.А.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Волшебный мир сказок. Проект Оганян Анны 11 "А" класс
Художественный мир русской поэзии начала XX века. Поэзия Серебряного века как эстетический феномен.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Транксрипт:

Изучение контекста КОНТЕКСТ И ЕГО ВИДЫ

Контекст - законченная в смысловом отношении часть текста. Исторический Биографический Биографически-бытовой Литературный Контекст

Исторический контекст - социально-политическая обстановка в эпоху создания произведения. Необходимо иметь представление о эпохе, во времена которой творил автор произведения. Понимать, необходимо ли тщательное углубление в историю. Привлечение исторического контекста должно быть умеренным и ограничиваться рамками необходимого для понимания произведения. Исторический контекст необходимо привлекать в достаточной полноте, учитывая сложную структуру исторического процесса в каждый данный период. В общеисторической ситуации надо видеть преимущественно те ее стороны, которые оказывают непосредственное влияние на литературу как форму общественного сознания. Вывод Привлечение исторического контекста к изучению художественного произведения – вспомогательный и не всегда нужный методический прием анализа, но ни в коем случае не его методологический принцип.

Исторический Биографический Биографически-бытовой Литературный Контекст В латинском языке contextus переводится как «соединение» или «связь».

Биографический контекст – факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, сюда же относятся обстоятельства работы писателя над произведением (история текста) и его вне художественные высказывания. Лишь в редчайших случаях он нужен для понимания произведения (в лирических жанрах с ярко выраженной функциональной направленностью – эпиграммах, реже в посланиях). В остальных же случаях привлечение биографического контекста бесполезно, так как сводит художественный образ к конкретному факту и лишает его обобщающего значения. Нежелательным является установление реальных жизненных прототипов литературных персонажей и сведение литературных характеров к их прототипам. К биографическому контексту можно отнести и то, что называют «творческой лабораторией» художника, изучение работы над текстом: черновиков, первоначальных редакций и т.п. Вывод Следует помнить, что всякое привлечение внетекстовых данных может быть полезным только тогда, когда дополняет анализ, а не заменяет его.

Контекстуальный обусловленный контекстом. Исторический Биографический Биографически-бытовой Литературный Контекст

Литературный контекст – включенность произведения в творчество писателя, в систему литературных направлений и течений. Привлечение к анализу никогда не приносит вреда. Приветствуется сопоставление исследуемого произведения с другими произведениями того же автора. Привлечение более широкого литературного контекста, то есть творчества предшественников и современников данного автора, также является желательным. Для анализа полезно сопоставление контрастных художественных систем или же наоборот, схожих, но различающихся важными нюансами. Вывод Привлечение такого рода сведений служит целям сопоставления, сравнения, что позволяет с большей убедительностью говорить об оригинальности содержания и стиля данного автора. Литературный контекст – естественный и ближайший для художественного произведения.

Изменение контекста во времени. Наибольшую сложность представляет историческое изменение контекста в процессе восприятия произведения в последующие эпохи, так как утрачивается представление о реалиях, обычаях, устойчивых речевых формулах, бывших вполне обыденными для читателей прошлой эпохи, но совершенно незнакомых читателю последующих поколений, в результате чего происходит невольное обеднение и искажение смысла произведения. Утрата контекста может существенно повлиять на интерпретацию, поэтому при анализе произведений, отдаленных от нас культур, необходим так называемый реальный комментарий, иногда очень подробный. Вывод

Контекстуальный анализ является в лучшем случае частным вспомогательным приемом, никак не заменяющим анализа имманентного; необходимость того или иного контекста для правильного восприятия произведения указывается организацией самого текста. ВЫВОД