Изучение контекста КОНТЕКСТ И ЕГО ВИДЫ
Контекст - законченная в смысловом отношении часть текста. Исторический Биографический Биографически-бытовой Литературный Контекст
Исторический контекст - социально-политическая обстановка в эпоху создания произведения. Необходимо иметь представление о эпохе, во времена которой творил автор произведения. Понимать, необходимо ли тщательное углубление в историю. Привлечение исторического контекста должно быть умеренным и ограничиваться рамками необходимого для понимания произведения. Исторический контекст необходимо привлекать в достаточной полноте, учитывая сложную структуру исторического процесса в каждый данный период. В общеисторической ситуации надо видеть преимущественно те ее стороны, которые оказывают непосредственное влияние на литературу как форму общественного сознания. Вывод Привлечение исторического контекста к изучению художественного произведения – вспомогательный и не всегда нужный методический прием анализа, но ни в коем случае не его методологический принцип.
Исторический Биографический Биографически-бытовой Литературный Контекст В латинском языке contextus переводится как «соединение» или «связь».
Биографический контекст – факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, сюда же относятся обстоятельства работы писателя над произведением (история текста) и его вне художественные высказывания. Лишь в редчайших случаях он нужен для понимания произведения (в лирических жанрах с ярко выраженной функциональной направленностью – эпиграммах, реже в посланиях). В остальных же случаях привлечение биографического контекста бесполезно, так как сводит художественный образ к конкретному факту и лишает его обобщающего значения. Нежелательным является установление реальных жизненных прототипов литературных персонажей и сведение литературных характеров к их прототипам. К биографическому контексту можно отнести и то, что называют «творческой лабораторией» художника, изучение работы над текстом: черновиков, первоначальных редакций и т.п. Вывод Следует помнить, что всякое привлечение внетекстовых данных может быть полезным только тогда, когда дополняет анализ, а не заменяет его.
Контекстуальный обусловленный контекстом. Исторический Биографический Биографически-бытовой Литературный Контекст
Литературный контекст – включенность произведения в творчество писателя, в систему литературных направлений и течений. Привлечение к анализу никогда не приносит вреда. Приветствуется сопоставление исследуемого произведения с другими произведениями того же автора. Привлечение более широкого литературного контекста, то есть творчества предшественников и современников данного автора, также является желательным. Для анализа полезно сопоставление контрастных художественных систем или же наоборот, схожих, но различающихся важными нюансами. Вывод Привлечение такого рода сведений служит целям сопоставления, сравнения, что позволяет с большей убедительностью говорить об оригинальности содержания и стиля данного автора. Литературный контекст – естественный и ближайший для художественного произведения.
Изменение контекста во времени. Наибольшую сложность представляет историческое изменение контекста в процессе восприятия произведения в последующие эпохи, так как утрачивается представление о реалиях, обычаях, устойчивых речевых формулах, бывших вполне обыденными для читателей прошлой эпохи, но совершенно незнакомых читателю последующих поколений, в результате чего происходит невольное обеднение и искажение смысла произведения. Утрата контекста может существенно повлиять на интерпретацию, поэтому при анализе произведений, отдаленных от нас культур, необходим так называемый реальный комментарий, иногда очень подробный. Вывод
Контекстуальный анализ является в лучшем случае частным вспомогательным приемом, никак не заменяющим анализа имманентного; необходимость того или иного контекста для правильного восприятия произведения указывается организацией самого текста. ВЫВОД