Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Фома Аквинский Рождение 21 января 1225 замок Роккасекка, близок вино Смерть 28 февраля 1274 (49 лет) монастырь Фоссануова, около Рима Почитается в Католической церкви Канонизирован 18 июля 1323 День памяти в Католической церкви 28 января (новая дата), 7 марта (старая дата) Труды богословские сочинения, «Сумма теологии»
Аристотель Фома Аквинский Перводвигатель – число, актуальное, лишенное всякой материи неподвижное идеальное бытие Бог – бытие, сущность(причина ограничения) и существование (причина бесконечности, совершенства и актуальности) которого совпадают Свойства серводвигателя Свойства Бога Движение – приобретений материей определенной формы Движение – переход потенциального существования в действительное Мир никем не создан и существует вечно Мир создан Богом осознанно из ничего. Будет существовать столько, насколько хватит благодати Бога Душа – форма человека, неотделимая от его тела и умирающая вместе с ней Душа – бестелесное и вечное начало жизни, получаемое от Бога в момент рождения и продолжающее существовать после смерти тела
Фома А. считал, что человек - не человек без тела и без души. Конечно, полагал Фома Аквинский, истину можно достичь и изложить путем логических доказательств, если только этот путь достаточно разумен и долог. Однако, тем не менее нравственные ценности человек постигает только посредством божественного откровения, чудесным образом. Фома Аквинский стремился теоретически обосновать служебную роль философии по отношению к теологии. Превосходство теологии он видел в том, что она непосредственно изучает изложенные в Священном Писании - «истины откровения», тогда как философия имеет дело лишь с чувственными объектами и «истинами человеческого разума.
Проблема универсалий Реализм и номинализм Реализм(лат.realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Номинализм(лат. nomen, имя) – Философское учение, Утверждающее, что реальны Лишь единичные вещи, а Универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.
аргументация реалистов Ансельм Кентерберийский Эриугена Положим, универсалии – это имена. Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей(именами собственными), Потому что тогда они не будут универсалиями. Однако, все наше знание, включая знание единичных вещей, выражено именами нарицательными(универсалиями) и если они не имеют смысла, у нас нет никакого значения Следовательно, они должны быть именами каких-то сущностей, отличных от единичных вещей. Однако, если ничего, кроме единичных вещей не существует, универсалии – это имена несуществующих сущностей, т.е. слова, не имеющие ни значения, ни смысла.
Если универсалия существует реально, а не как идея или имя, он должен, помимо общего(определяющего) признака класса, обладать Номинализм Либо всеми Взаимоисключающими признаками классов Либо каким-то одним из взаимоисключающих признаков класса Либо ни одним из взаимоисключающих признаков класса (что нелепо); (тогда она не будет универсалией); (тогда она не будет их сущностью); Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна
Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий)- слова(термины), обозначающие все то, что может связываться о единичных вещах(их свойства отношения). Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слова «общее» употребляется в разных смыслах. Универсалии Не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа» «стадо», «полк», «человечество». Следует отличать от того, что является общим «по частям» или «по очереди».
универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных. Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.
? реализм (крайний) реализм Умеренный реализм Платон Аристотель Ансельм Кентерберийский Гильом из Шампо Альберт Великий Фома Аквинский номинализм Концептуализм (умеренный номинализм) (Крайний) номинализм Пьер Абеляр Росцелин Терминизм Уильям Оккам Антисфен
Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще у Аристотеля, различавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других.
The end