Принципы и методы обучения ИЯ
План I. Понятия «общедидактический» и «методический» принципы обучения ИЯ II. Характеристика основных общедидактических принципов применительно к обучения ИЯ 1. Принцип научности А) в организации процесса усвоения Б) в организации учебного процесса В) в организации учебного материала 2. Принцип личностно-ориентированной направленности 3. Принципы сознательности и активности 4. Принцип наглядности 5. Индивидуальный подход в обучении в условиях коллективной работы с классом III. Методы обучения Методы учения 1. Организация ознакомления 1. Ознакомление 2. Организация тренировки 2. Тренировка 3. Организация применения 3. Применение
Принципы обучения – исходные положения, которые определяют содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности 3 ранга принципов 1. Общедидактические 2. Методические 3. Частно-методические Общедидактические принципы – закономерности организации и управления процессом обучения и воспитания вне зависимости от предмета Методические принципы – закономерности обучения и воспитания средствами конкретного предмета Частно-методические – закономерности обучения отдельным языковым явлениям
Общедидактические принципы - научности - личностно-ориентированной направленности - доступности и посильности - прочности - сознательности и активности - наглядности - индивидуальный подход к учащимся в условиях коллективной работы с классом Специфика каждого школьного предмета определяет специфическую реализацию общедидактических принципов Методические принципы – это общедидактические принципы, реализуемые в преподавании конкретного предмета
1. Принцип научности 1. Научность в организации процесса усвоения А) принцип коммуникативной направленности Б) принцип дифференцированного подхода в обучении В) принцип интеграции 2. Научность в организации учебного процесса А) устная основа обучения Б) устное опережение В) принцип взаимосвязанного (параллельного) обучения устной речи, чтению и письму 3. Научность в организации учебного материала А) структурный Б) структурно-функциональный В) ситуативно-тематический
Принцип коммуникативной направленности Предполагает, что обучение должно строиться на вовлечении учащихся в активную речевую практику, должно быть ориентировано на формирование у учащихся черт бы/поликультурной языковой личности, делающих его способным равноправно и автономно участвовать в межкультурном общении Важным является развитие способности и готовности осуществлять общение на изучаемом языке с представителями иных культур и социумов Обучение ИЯ должно создавать условия, обеспечивающие возможность: а) свободно проявлять себя б) использовать языковые средства для реализации личных потребностей, личной мотивации; в) преодолевать языковые барьеры Принцип коммуникативности нашел отражение во всех современных учебниках ИЯ для общеобразовательной школ, а сама идея учебных комплектов – есть одна из форм реализации этого принципа
Принцип дифференцированного подхода к процессу обучения ИЯ предполагает дифференцированную технологию обучения отдельным видам речевой деятельности, так как каждый из них имеет свои собственные механизмы, входящие в него речевые действия, на формирование которых и должно быть направлено усвоение. В соответствии с этим принципом необходим дифференцированный подход и к формам в рамках одного вида речевой деятельности: в говорении – монологическая, диалогическая речь; в чтении – поисковое, ознакомительное, изучающее чтение
Принцип интеграции в обучении ИЯ Предполагает одновременное формирование произносительных, лексических, грамматических навыков на основе речевого образца, модельной фразы, структуры Кроме этого, принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех видов речевой деятельности в процессе овладения языком. Применение языкового и речевого материал во всех видах речевой деятельности в их взаимосвязи способствует более эффективному его усвоению
Научность в организации учебного процесса 1. Принцип устной основы обучения означает, что устная речь является целью обучения ИЯ, средством обучения и основой для обучения чтению и письму аудирование говорение чтение письмо Данный принцип реализован в УМК А,П,Старкова, И.Н. Вереща- гиной, О.В. Афанасьевой для школ с углубленным изучением английского языка. Принцип устной основы обучения определяет начальный этап обучения (II класс, V класс) в период устного вводного курса. 2. Принцип устного опережения предполагает ознакомление с материалом в устной речи и первичную устную тренировку, а затем переход к чтению и записи. Устное опережение может быть осуществлено на одном или 1-2 уроках Данный принцип реализован в УМК И.Л.Бим, Е.И.Пассов
Принцип параллельного (взаимосвязанного ) обучения ИЯ Предполагает одновременное взаимосвязанное овладение всеми видами речевой деятельности с небольшим устным опережением Особенности его реализации: а) объект обучения – речевая Д б) одновременность в развитии видов РД в) последовательно-временное соотношение видов РД г) овладение видами РД на общем языковом и речевом материале д) разнообразные типы упражнений Данный принцип находит отражение в УМК В.П. Кузовлева, Т. Клементьевой
Научность в организации учебного материала 1. Принцип структурной организации языкового материала Отбор и организация учебного материала осуществляется на основе структур речевых образцов, модельных фраз) 2. Структурно-функциональный принцип предполагает организацию учебного материала в виде структур, организованных в структурные группы (А.П.Старков) 3. Ситуативно-тематический принцип предполагает организацию учебного материала вокруг тем и ситуаций общения, отражающих содержание избранной сферы общения Подобная организация учебного материала обеспечивает последовательность и доступность материала, облегчает его восприятие, запоминание и употребление в разнообразных ситуациях общения
Принцип научности Организации процесса усвоения ИЯ Организации учебного процесса Организации учебного материала Принцип коммуникативной направленности Принцип дифференциации и интеграции Принцип культурно- связанного со изучения родного и иностранно- го языков Устн ые основы обучения Устное опережение Парал лельн ое обучение всем видам РД Стру ктур ный Структ урно- функциональный Ситу- ативн о- тематический
2. Принцип личностно-ориентированной направленности предполагает равновесное и разноуровневое взаимодействие всех участников учебного процесса, а также взаимную обусловленность и многообразные динамичные взаимосвязи всех компонентов учебного процесса. Этот принцип предполагает партнерство, совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на достижение общей цели и сотрудничество. Требования, определяемые этими принципами: 1. Субъект-субъектные отношения в учебном процессе 2. Содержание и технология обучения должны соответствовать актуальным интересам и потребностям учащихся 3. Активизация интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, эмоций и настроений каждого ученика, развитие его личностных параметров. 4. Овладение стратегиями и приемами автономной деятельности
3. Принцип сознательности и активности Сознательное овладение ИЯ предполагает: а) осознанное восприятие и осмысление учебного материала б) осознанная переработка, запоминание и тренировка учебного материала в) осознанный выбор языковых и речевых средств в процессе его применения к решению коммуникативных задач Осознанное восприятие языкового и речевого материала обеспечивается зрительной наглядностью, контекстом, объяснением, ориентирующими замечаниями, переводом и сопоставлением с родным языком Осознанная тренировка обеспечивается наличием образцов, схем, таблиц и других опор, наличием разнообразных ситуаций Творческое применение знаний и навыков в речи обеспечивается постановкой четких КЗ, создаваемых с помощью визуальных, слуховых и аудио-визуальных средств обучения
Сознательность в обучении ИЯ реализуется на основе принципов: а) учета родного языка учащихся б) опоры на родной язык учащихся Принцип учета родного языка Принцип учета родного языка, а в условиях двуязычия, и русского языка предполагает сопоставление учителем явлений в 2 или 3 языках и выявление расхождений, которые будут интерферировать, и разработать технологию ознакомления и тренировки материала с целью преодоления этих затруднений В случае тождества будет иметь место явление переноса Принцип опоры на родной язык Принцип опоры на родной язык предполагает открытое сопоставление самими учащимися особенностей родного и изучаемого языков, выявление сходств и различий Три группы языковых явлений: 1. Имеющие аналоги в родном языке учащихся - перенос 2. Не имеющие аналогов – интерференция 3. Частично совпадающие в двух языках - интерференция
Интерференцию родного языка можно преодолеть с помощью: а) сопоставления, выявления трудностей б) обыльной тренировки На возможность переноса надо указывать, переносу надо учить, так как он сам не возникает
Принцип активности связан с деятельностным характером обучения и предполагает активную внешнюю и внутреннюю (умственную) активность учащихся. «Students learn to do what they do, and they dont learn what they dont do» (Nelson Brooks)
4. Принцип наглядности предполагает специально организованный показ учебного материала и его употребления в речи с целью его осмысления, усвоения и использования. Языковая наглядность – языковые средства показа формы, значения и употребления языковых единиц: контекст, описание, дефиниция, синонимия, антонимия и др. Неязыковая наглядность: зрительная, слуховая, аудиовизуальная
5. Принцип индивидуального подхода к учащимся предполагает учет индивидных, личностных и субъектных характеристик личности. Индивидная индивидуализация – учет особенностей памяти, мышления, воображения, типа нервной деятельности, интравертность-экстравертность Личностная индивидуализация – учет личностных характеристик ученика, склонностей, способностей, интереса, жизненного опыта, статуса личности в коллективе и т.п. Субъектная индивидуализация – учет субъектных характеристик личности – языковой опыт, владение приемами учебной деятельности
Все принципы обучения взаимосвязаны, ни один из них не является универсальным и не должен быть абсолютизирован Система принципов является открытой, допускающей включение новых принципов и переосмысление уже существующих, в свете современных концепций теории и методики обучения, смежных наук
Методы обучения ИЯ Обучение ИЯ есть процесс взаимодействия учителя и учащихся, опосредованный иноязычным материалом, причем специфика этого взаимодействия заключается в том, что основу его составляет общение средствами иностранного языка, т.е. иноязычная коммуникативная деятельность, которая является доминирующей, переплетается с познавательной. Это взаимодействие осуществляется с помощью методов. Метод – способ деятельности в наибольшей степени, обеспечивающий достижение цели. Метод – способ управления учением, который выступает как основной структурно-функциональный компонент деятельности учителя и учащихся в учебном процессе (И.Л. Бим)
Схема взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе Содержание обучения учитель учащийся
Методы – способы обучения
Методы преподавания – показ, объяснение, организация тренировки, организация применения – отражают организующую, обучающую и контролирующую функции деятельности учителя, обеспечивают учащимся ознакомление, тренировку и применение, и тем самым, обеспечивают достижение целей обучения ИЯ Методы учения – ознакомление, осмысление, тренировка и применение – обеспечивают ознакомление с формой, значением, употреблением иноязычных знаний, запечатление материала в памяти, выработку автоматизмов его употребления и применения языка в коммуникативных целях.
Основные методы обучения 1. Организация ознакомления и осмысления 2. Организация тренировки 3. Организация применения Сопутствующий метод коррекцияоценка
Основные методы учения 1. Ознакомление 2. Тренировка 3. Применение Сопутствующий метод самокоррекциясамооценка
Метод обучения (в широком смысле слова) – направление в обучении Метод – направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения языку и определяющее пути и способы их достижения (А.Н. Щукин) Метод – совокупность принципов (Б.В. Беляев) Метод – «система функционально взаимообусловленных частнометодических принципов, объединенных единой стратегической идеей, направленная на обучение какому-либо виду речевой деятельности» (Е.И. Пассов)
Признаки метода - направления 1. Наличие ведущей идеи, определяющей пути и способы достижения цели обучения и дающей представление об общей стратегии обучения ИЯ в рамках метода 2. Направленность метода на достижение определенной цели 3. Использование в качестве теоретической базы метода- направления лингвистической, психологической, дидактической концепций, определяющих научные основы метода 4. Независимость метода от условий и этапа обучения, так как метод определяет стратегию обучения языку, а не его тактику, разрабатываемую преподавателем Сознательно-практический метод Когнитивно-коммуникативный В основе – личностно-деятельностный подход в психологии. – личностно-ориентированный подход в педагогике – современные направления когнитивной лингвистики
Каждый метод реализуется в приемах обучения. Приемы, так же как методы, являются структурно-функциональными компонентами учебно-воспитательного процесса Метод называет ведущий вид деятельности (ознакомление, тренировка, применение) Прием связан с конкретным действием, составляющим суть формируемой деятельности Конкретное содержание приемов определяет эффективность метода Приемы, объединенные для решения более общей задачи, называются способами обучения Переводный способ семантизации Одноязычный способ семантизации Метод ознакомление Прием семантизации Использование контекста Обычный перевод Перевод-интерпретация Контекст Синонимы Антонимы Дефиниция Наглядность + контекст
Методы обучения указывают на деятельность, организуемую учителем и осуществляемую учащимися в обучении. Они носят универсальный характер и могут быть представлены в любом методическом направлении Способы и приемы обучения – конкретные действия, которые значительно отличаются в зависимости от избранного направления в обучении Конкретное содержание способов и приемов непосредственно определяется методическими принципами, лежащими в основе обучения ИЯ