Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. "Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм"
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made» *. Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. * Техника, при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим ( в отличие от плагиарта) не с художественными целями.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.
Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.
Макс Эрнст Эрнст Макс (Ernst Max), немецкий живописец, график, мастер коллажа и фроттажа, один из наиболее ярких представителей сюрреализма. Во время учебы он основательно изучал психологию и интересовался искусством психически больных.
Одеяние невесты, 1940
Ангел очага или триумф сюрреализма 1937
Сомнительная женщина 1923
Европа после Второй мировой 1941
Рене Магритт Бельгийский художник- сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.
«Вероломство образов» На картине изображена курительная трубка, под которой рукописно выведена надпись «Это не трубка» (фр. Ceci nest pas une pipe). Надпись кажется противоречивой, но фактически верна. Картина с изображением трубки это не сама трубка, а скорее её образ.
На картине изображена стена комнаты, через проём в которой открывается вид на морской пляж. Рядом с проёмом изображена картина на мольберте, но холст, словно стекло: нарисованная картина в точности совпадает с фрагментом реального пейзажа за стеной. Зрителя при внимательном изучении картины охватывает странное ощущение от причудливого смешения видимой реальности и созданной изображением иллюзии. «Условия человеческого существования»
В основе картины Магритта сюжет картины французского художника Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье», написанная им в 1800 году, где фигуру героини заменяет гроб, повторяющий позу мадам с картины Давида. «Перспектива мадам Рекамье»
Магритт писал эту картину как автопортрет. На ней изображен мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо. Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зелёным яблоком. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире. «Сын человеческий»
Сальвадор Дали Человек, жизнь и творчество которого спровоцировали в свое время настоящие взрывы восторга и негодования в обществе. Он стал одной из самых одиозных и эксцентричных фигур XX века. Рожденный 11 мая 1904 года, Сальвадор Дали дожил до преклонного возраста, до 85 лет, став современником многих изменений в искусстве и обществе. А часто и причиной этих изменений.
«Сюрреализм это Я!» фраза, брошенная Дали в 1936 году после ссоры и исключения из группы сюрреалистов, сегодня уже не кажется слишком самонадеянной. Живописец и график, скульптор и режиссер, один из самых ярких и известных сюрреалистов, Сальвадор Дали создавал резонанс во всех областях искусства, где начинал свою деятельность. Лошадь со всадником, спотыкаясь
Как фокусник, он жонглировал образами, творя причудливые и часто шокирующие их сочетания, наложения и переплетения. Картины Сальвадора Дали поражали современников реалистичностью выдуманных сюжетов. Венера Милосская с ящиками (1936)
Пылающий жираф (Жираф в огне) ( ) Выполненные в присущей только Дали гротескной манере и пропитанные духом нереальности, картины «Постоянство памяти», «Пылающий жираф», «Мягкие часы», «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» стали визитной карточкой его творчества.
Постоянство памяти (1931) Эта небольшая картина (24×33 см) вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы
Сальвадор Дали так писал о своей картине: Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнь творящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы. Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения (1943)
«Метаморфозы Нарцисса» Суть метаморфозы в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши и есть подобный комплекс. Золотистая кожа Нарцисса отсылка из изречению Овидия (чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе, и была навеяна идея картины): «золотой воск медленно тает и утекает от огня… так тает и утекает любовь». Одна из самых искренних картин Дали.
«Телефон-лангуст» Скульптура является пародией и шуткой, выражающей протест Дали против поклонения технике, средствам аудио коммуникаций, которые отдаляют людей друг от друга.
Губы один из любимейших символов Сальвадора Дали и главная тема ароматов марки Salvador Dali. "Salvador Dali" стал первым ароматом парфюмерной линии, но единственным, выпущенным при личном участии великого художника. В основу первого флакона легла картина "Явление лица Афродиты Книдской". Композиция парфюма представляет собой изысканные классические ароматы жасмина и розы любимых цветов самого художника и обожаемой им жены. Духи
Дисней, признанный гений мультипликации, был так заинтригован творческим гением испанца, что предложил Дали создать мультфильм, который был бы воплощением сюрреализма. Идея пришлась художнику по душе и в 1945 году он вместе с командой Уолта Диснея начал работу над мультфильмом Destino («Дестино»), в основе сюжета которого баллада Армандо Домингеса. В результате 8-месячной работы Дали и художника студии Disney Джона Хенча был создан отрывок длительностью 18 секунд и огромное количество рисунков и набросков. Но в послевоенное время творческие замыслы Сальвадора Дали не осуществились: проект Destino был закрыт по указанию владельца студии, Уолта Диснея. Более полувека пролежали материалы для Destino «в столе». Мысль завершить начатый Дали проект принадлежит Рею Диснею, племяннику легендарного мультипликатора. Благодаря записям из дневника жены Сальвадора Дали, и стала возможной реализация замыслов гениального сюрреалиста. Премьера «Дестино» состоялась в 2003 году, за год до столетия маэстро, на французском кинофестивале в Анси.
В 1926 и 1928 гг. испанские сюрреалисты - Сальвадор Дали и Луис Бунюэль - создали два знаменитых скандальных киношедевра: "Андалузская собака" и "Золотой век". Помимо того что в этих фильмах представлена обычная для сюрреализма техника свободных ассоциаций, образов бессознательного и т. д. эти фильмы задали особую традицию сюрреалистического киноязыка. Вспомним знаменитые кадры, предваряющие классические картины Дали: режиссер, разрезающий бритвой глаз героини; рояль, к которому привязана туша быка и два монаха; корова в шикарной спальне; женская волосатая подмышка на губах у мужчины и др.