МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МХК ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«ИСТОРИЯ – ЭТО ТО, ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ С ТЕМ, ЧТО ДОШЛО ДО НАС ИЗ ПРОШЛОГО, С УЧЕТОМ ТРЕХ ГЛАВНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ… Прежде всего, прошлое не открывает свои тайны, несмотря на то, что каждый день мы, казалось бы, что-то узнаем о нем… Существует еще и второе ограничение, связанное с тем, под каким углом мы смотрим на наш материал… Третье ограничение связано нашим умением понять прошлое» Х. Бурдийон То, что делают историки… Нет истории, подобной вечности, чьи письмена оставались бы неизменными, проходя сквозь горнило времени, но есть разнообразная продукция, которую люди, живущие в данную эпоху, договариваются считать историей» А.Про («Школа анналов») «Результат концептуальных построений и толкований историков, всегда незавершенных и открытых для обсуждения» Ю. Афанасьев «Наши суждения о прошлом, наши исторические мнения приходится все время пересматривать, подвергать критике и сомнению, заменять одни положения другими, иногда обратными. История из наставницы стала ученицей жизни» Р. Ю. Виппер
Современный учебник МХК Учебник МХК: достоинства и недостатки. Место учебника в учебном процессе. Каким должен быть хороший учебник? Чем отличаются имеющиеся учебники от идеального? УЧЕБНИК – ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ, ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, «ОРУДИЕ ТРУДА УЧИТЕЛЯ»; ВАРИАНТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ИСТОРИЧЕСКИМИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ; ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНТЕРПРЕТИРУЕМОГО
НОВЫЕ СПОСОБЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ТЕКСТА : Развитие критического мышления: «заметки на полях», «двухчастный дневник», «оставьте за мной последнее слово», «знаю, узнал, хочу узнать», «денотатный граф», «кластер», «фишбоун», «синквейн».
Методические приемы работы с учебником: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: - КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ, - ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА, - ИССЛЕДОВАНИЕ ФОТОГРАФИЙ, ПЛАКАТОВ, КАРИКАТУР: РОЛЕВОЕ ОПИСАНИЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПОДПИСЕЙ ОЗВУЧИВАНИЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ПО ПЛАНУ
Формы работы: Индивидуальная Групповая фронтальная
Три формы организации работы в классе Конкуренция «Боливар не вынесет двоих». «Если ты достиг своей цели, то я не достигну своей, и наоборот». Невзаимодействие «Все можно сделать, если тебе никто не мешает». Кооперация «Мы все в одной лодке».
Принципы групповой работы -положительная взаимозависимость по ресурсу, цели, результату, успеху, задачам; -одновременное максимальное взаимодействие; -индивидуальная оценка результатов; -обучение навыкам работы в группе; -систематическая рефлексия хода групповой работы.
Критерии создания группы Формальные группы Эффективные группы
Обобщенный портрет группы Название - Эмблема- Девиз - Тотем
Типовые приемы индивидуальной оценки учащихся Дать в конце работы индивидуальное задание каждому; Выбрать случайно одного члена группы и по его ответу оценить всю группу; Каждый член группы учит тому, что сам освоил; Каждый выступает с сообщением о том, что освоил
Часто встречающиеся роли Завхоз Координатор Контролер Мудрец Подбадривающий Художник Эксперт Докладчик