Компьютерные игры для детей дошкольного возраста
Введение Выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер - это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании.
Компьютер может быть применен как средство расширения возможностей воспитательно- образовательного процесса во всех учебных заведениях от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, создать условия для его поддержания и расширения с целью развития и совершенствования познавательных способностей ребенка.
Компьютерные игры способны оказывать влияние на формирование следующих психических познавательных процессов, личностных качеств и навыков: - более раннее формирование важнейших операций мышления, таких как обобщение и классификация; - раннее развитие знаковой функции сознания; - облегчение процесса перехода психического действия из внешнего плана во внутренний; - развитие памяти и внимания детей; формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов; - развитие мелкой мускулатуры и моторики руки; - более легкое усвоение некоторых математических понятий, например, формы, цвета, величины, числа и множества; - развитие сенсорных способностей; - более быстрое развитие умения ориентироваться на плоскости и в пространстве, что обычно представляет определенные трудности для детей дошкольного возраста; - воспитание усидчивости, целеустремленности и сосредоточенности; - активное развитие воображения и творческих способностей; - более активное пополнение словарного запаса.
Игры для дошкольников Компьютерные игры - это специальные компьютерные программы, которые выводят на экран картинку, превращая тем самым этот экран в поле игры. Это своего рода «настольная игра», но впечатляющая и достаточно сложная. Поистине гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из нас. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр. Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:
Аркадные игры Аркадные игры (аркады) – наиболее популярные детские флеш-игры с достаточно простым игровым сюжетом. Детям необходимо достаточно оперативно реагировать на изменение обстановки. Дети играют, зарабатывают очки, постепенно переходят на все новые уровни. В случае, если ребенок проходит уровни в положенный срок, ему за прохождение начисляются бонусы в виде баллов, оружия и других опций. Также юный игрок, в случае отличного прохождения всех уровней, попадает в галерею лучших участников игры, где он может ввести собственное имя. Аркады развивают скорость мыслительного процесса и реакцию.
Творческие игры К творческим играм относят многочисленные развивающие компьютерные игры, в которых ребенку нужно выполнить всевозможные творческие задания: разукрасить предметы, найти несколько идентичных предметов, найти несколько различий между двумя одинаковыми, на первый взгляд, картинками, решить другие интересные задания. Такие игры дают возможность выявить творческий потенциал ребенка в самом раннем возрасте. Над новыми играми трудятся программисты самых известных компаний- разработчиков программного обеспечения.
Ролевые игры В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.
Квесты Жанр квеста предполагает выполнения значительных умственных задач во время игры. Путем логических размышлений ребенок проигрывает те или иные игровые ситуации. Для того чтобы успешно выполнить умственную работу, ребенок должен сосредоточиться и вспомнить элементарные математические правила: умножения, сложения, вычитания, деления. Поочередно выполняя соответствующие задачи по ходу игры, ребенок постепенно продвигается к концу игры, где за успешное прохождение игры его ждут бонусы или интересный мультфильм.
Логические Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы- производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.
Также есть другая классификация детских игр: развивающие логическое мышление и память ребенка; улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук); развивающие навыки счета и чтения; развивающие фантазию и объемное восприятие; развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка.
Игры для дошкольников: на что обратить внимание? Почему это важно? Подойдет ли выбранная игра по возрастным параметрам? Не исключено, что 4-летке могут подойти игры для дошкольников 5-6 лет – и наоборот. Постарайтесь сами просмотреть игру, прежде чем рекомендовать её ребёнку. Развитию у дошкольников каких умений и навыков будет способствовать данная игра? Игры для дошкольников могут способствовать развитию мелкой моторики, наблюдательности, глазомера; логического, пространственного, творческого мышления. При этом графическое и музыкальное оформление игр для развития дошкольников может ничуть не уступать компьютерным играм-«развлекалкам» Сможет ли ребёнок играть в эту игру вместе с другими детьми? В онлайновых детских играх обычно предусмотрены мультиплеерные игры и возможности для общения. Как долго выбранная игра будет актуальной для ребёнка? Детская любознательность нуждается в постоянной подпитке. Но развивающие игры, установленные на компьютере, не обновляются самостоятельно. В детских онлайн-играх новые развивающие игры для дошкольников обычно добавляются самими разработчиками.
Вывод Использование в педагогической практике компьютерных игр – это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, это помощь в диагностике развития, решении задач коррекционно-развивающего образования, развитии детской инициативы и любознательности; расширение возможностей создания элементов развивающей среды, расширение возможности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и создание положительного эмоционального фона.
Использованная литература 1)Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: МПСИ, )Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. // Информатика и образование. – с )Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. – СП-б, Электронные ресурсы 1)«Бука»-компания-издатель компьютерных игр – 1993 [Электронный ресурс]. URL: 2)«Рулимоны» детская онлайн-игра – 2010 [Электронный ресурс]. URL: 3)Панина С. Развивающие компьютерные игры для детей // Сайт "Московская Мама» [Электронный ресурс]. URL: Спасибо за внимание!