Итоговое сочинение (изложение) учебный год
Нормативная база Приказ МО и Н РФ 9 от г Приказ МО и Н РФ 9 от г « « О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400"
Приказ по школе о проведении итогового сочинения (изложения) Ответственный за проведение экзамена Ответственный за проведение экзамена Технический специалист Технический специалист Организаторы в аудитории Организаторы в аудитории Организаторы вне аудитории Организаторы вне аудитории Медицинский работник Медицинский работник Члены комиссии, проверяющие работы Члены комиссии, проверяющие работы Сроки проведения Сроки проведения Количество участников, ВПЛ Количество участников, ВПЛ Продолжительность экзамена Продолжительность экзамена
Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году: обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально); обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально); обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально). обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Выпускники прошлых лет Выпускники прошлых лет, которые собираются сдавать ЕГЭ и поступать в вузы, могут писать итоговое сочинение по желанию. Это касается тех, кто уже освоил программу среднего общего образования, в том числе за рубежом, и имеет соответствующий документ (аттестат или отметку в дипломе об освоении СПО). Они могут быть допущены к ЕГЭ без результатов итогового сочинения. Выпускникам 2014 года, получившим неудовлетворительные результаты за ЕГЭ по русскому языку и/или математике и планирующим пересдавать эти экзамены в 2015 году, также необязательно писать сочинение для допуска к ЕГЭ. Выпускники прошлых лет, которые собираются сдавать ЕГЭ и поступать в вузы, могут писать итоговое сочинение по желанию. Это касается тех, кто уже освоил программу среднего общего образования, в том числе за рубежом, и имеет соответствующий документ (аттестат или отметку в дипломе об освоении СПО). Они могут быть допущены к ЕГЭ без результатов итогового сочинения. Выпускникам 2014 года, получившим неудовлетворительные результаты за ЕГЭ по русскому языку и/или математике и планирующим пересдавать эти экзамены в 2015 году, также необязательно писать сочинение для допуска к ЕГЭ.
Выпускники прошлых лет Так же, как и учащиеся, выпускники прошлых лет смогут использовать результаты сочинения при поступлении в вуз. Сочинение, как часть портфолио абитуриента, может добавить к результатам ЕГЭ до 10 баллов. Учитывать ли сочинения абитуриентов при поступлении и на какие специальности, вузы решают самостоятельно. Так же, как и учащиеся, выпускники прошлых лет смогут использовать результаты сочинения при поступлении в вуз. Сочинение, как часть портфолио абитуриента, может добавить к результатам ЕГЭ до 10 баллов. Учитывать ли сочинения абитуриентов при поступлении и на какие специальности, вузы решают самостоятельно. Выпускники прошлых лет подают заявление на участие в местах регистрации, определенных местным департаментом или министерством образования. При себе необходимо иметь паспорт и документ об образовании (при необходимости, с переводом на русский язык, заверенным нотариально) Выпускники прошлых лет подают заявление на участие в местах регистрации, определенных местным департаментом или министерством образования. При себе необходимо иметь паспорт и документ об образовании (при необходимости, с переводом на русский язык, заверенным нотариально)
Итоги сочинений прошлого года Что выбрали дети Что выбрали дети «Вопросы, заданные человечеству войной» – 50% школьников. «Вопросы, заданные человечеству войной» – 50% школьников. «Чем люди живы?» – 20% школьников. «Чем люди живы?» – 20% школьников. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова) – 10% школьников. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова) – 10% школьников. «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – 10% школьников. «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – 10% школьников. «Спор поколений: вместе и врозь» – 10% школьников. «Спор поколений: вместе и врозь» – 10% школьников.
Трудности «Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» «Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?». Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?». Нехватка базового литературного бэкграунда. Нехватка базового литературного бэкграунда. Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького. Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького. Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста. Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста. Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно- следственные связи между явлениями, событиями, фактами. Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно- следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Ошибки Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему. Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему. Опора на домашние заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как следствие – не соответствие сочинения теме, сочинение около темы. Опора на домашние заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как следствие – не соответствие сочинения теме, сочинение около темы. Не соответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы. Не соответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы. Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение. Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение. Нарушения логики. Нарушения логики. Речевые ошибки: косноязычие, штампы. Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Регламент проведения За 1 час до экзамена – сбор участников За 1 час до экзамена – сбор участников За 30 минут – вход в аудиторию За 30 минут – вход в аудиторию За 15 минут – темы сочинений За 15 минут – темы сочинений Начало экзамена, инструктаж, заполнение бланков Начало экзамена, инструктаж, заполнение бланков Рекомендации учителя русского языка Рекомендации учителя русского языка 30 минут, 5 минут – до окончания экзамена 30 минут, 5 минут – до окончания экзамена
Участники итогового сочинения (изложения) Документ, удостоверяющий личность, Документ, удостоверяющий личность, Черная гелевая ручка Черная гелевая ручка Орфографический словарь Орфографический словарь 2-3 листа черновика 2-3 листа черновика Лекарство и питание (при необходимости) Лекарство и питание (при необходимости)
Бланки сочинений Заполнение бланка регистрации, бланка записи 1, 2… Заполнение бланка регистрации, бланка записи 1, 2…
Тематические направления год 1. «Время» 1. «Время» Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Примерный список произведений по направлению «ВРЕМЯ» И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Вишнёвый сад», А.П. Чехов «Вишнёвый сад», А.М. Горький «Старуха Изергиль», А.М. Горький «Старуха Изергиль», А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" («О! Если б дни мои текли...») М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" («О! Если б дни мои текли...») Л.Н. Толстой "Война и мир " Л.Н. Толстой "Война и мир "
«Дом» Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Примерный список литературы по направлению «Дом» Н.В. Гоголь «Мёртвые души», Н.В. Гоголь «Мёртвые души», И.А. Гончаров «Обломов», И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир», Л.Н. Толстой «Война и мир», А.И. Солженицын «Матрёнин двор». А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
«Любовь» Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о еѐ светлых и трагических сторонах. женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о еѐ светлых и трагических сторонах.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» А.И. Куприн «Гранатовый браслет», "Олеся" А.И. Куприн «Гранатовый браслет», "Олеся" И.А. Бунин «Чистый понедельник», "Солнечный удар" И.А. Бунин «Чистый понедельник», "Солнечный удар" И.С. Тургенев "Отцы и дети" И.С. Тургенев "Отцы и дети" А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" М. Горький "Старуха Изергиль" М. Горький "Старуха Изергиль" А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" («О! Если б дни мои текли...») М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" («О! Если б дни мои текли...») Л.Н. Толстой "Война и мир" Л.Н. Толстой "Война и мир" М.А. Шолохов "Тихий Дон» М.А. Шолохов "Тихий Дон» Примерный список литературы по направлению «Любовь»
Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" А.Н. Островский "Гроза" А.Н. Островский "Гроза" Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах" В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах" Л. Улицкая "Доч Бухары" Л. Улицкая "Доч Бухары" А. Платонов "Дерево Родины" А. Платонов "Дерево Родины" Э.М. Ремарк "Три товарища" Э.М. Ремарк "Три товарища" В. Шекспир "Ромео и Джульетта" В. Шекспир "Ромео и Джульетта" Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" В. Гюго "Собор Парижской богоматери", «Человек, который смеется" В. Гюго "Собор Парижской богоматери", «Человек, который смеется"
«Путь» Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Примерный список литературы по направлению «Путь» М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», А.П. Чехов «Ионыч», А.П. Чехов «Ионыч», М.А. Шолохов «Тихий Дон». М.А. Шолохов «Тихий Дон». Л. Н. Толстой "Война и мир" Л. Н. Толстой "Война и мир" Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" Янн Мартел "Жизнь Пи" Янн Мартел "Жизнь Пи"
«Год литературы» Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Год литературы в России Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения), Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения), А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения), А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения), Джек Лондон «Мартин Иден». Джек Лондон «Мартин Иден».
Требования к сочинению План План Эпиграф Эпиграф Рассуждение на предложенную тему Рассуждение на предложенную тему Тезис – доказательство – иллюстрация Тезис – доказательство – иллюстрация Соответствие теме Соответствие теме Аргументация своей позиции Аргументация своей позиции Объем сочинения – 350 слов Объем сочинения – 350 слов Речевое оформление Речевое оформление
Структура сочинения Вступление – слов Вступление – слов Первый аргумент – 120 слов Первый аргумент – 120 слов Второй аргумент – 120 слов Второй аргумент – 120 слов Вывод – 50 слов Вывод – 50 слов
Критерии оценивания сочинения 1 соответствие теме 1 соответствие теме 2 аргументация, привлечение литературного материала 2 аргументация, привлечение литературного материала 3 композиция и логика рассуждения 3 композиция и логика рассуждения 4 качество письменной речи 4 качество письменной речи 5 грамотность 5 грамотность
Критерии оценивания изложения 1 содержание изложения 1 содержание изложения 2 логичность изложения 2 логичность изложения 3 использование элементов стиля исходного текста 3 использование элементов стиля исходного текста 4 качество письменной речи 4 качество письменной речи 5 грамотность 5 грамотность
Окончание экзамена Сбор материалов Сбор материалов Отчет по экзамену (ведомость) Отчет по экзамену (ведомость) Сдача материалов директору школы Сдача материалов директору школы Сканирование работ Сканирование работ Проверка сочинений (изложений) Проверка сочинений (изложений) Оценка в бланк регистрации Оценка в бланк регистрации Отчет в Управление образования Отчет в Управление образования
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ