Научно-практический семинар Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 17» г.о. Электросталь Научно-практический семинар: итоговое экзаменационное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации для написания итогового сочинения по тематическому направлению «Путь» Маркова А.В., учитель русского языка и литературы МАОУ.
Advertisements

Экзамен по русскому языку и литературе.. Задачи введения итогового сочинения в 11 классе Выявить: уровень речевой культуры учащихся; его начитанность;
Пять основных направлений тем итогового сочинения 1. «Время» направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории,
Тематические направления итогового сочинения в 2015/16 учебном году 1 Тематическое направление Комментарий 1. «Время» Направление ориентировано на широкое.
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на.
Написание итогового сочинения. Цель: развитие речевой культуры обучающихся ( до 10 баллов о решению ВУЗа) возможность использования результатов сочинения.
«Методическое сопровождение подготовки к государственной итоговой аттестации: основному государственному экзамену по русскому языку, единому государственному.
Итоговое сочинение (изложение) Толкование слов-метафор направлений итогового сочинения-2016.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на.
Итоговое сочинение учебный год (с сайта ФИПИ)
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования Утвержденные.
Выпускное сочинение в 11 классе 2015 ГОД. Сайт ФИПИ.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Особенности ГИА Методисты ГМЦ ДОгМ Е.Н. Кирьянова С.Ю. Гончарук.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
2015 год Государственная итоговая аттестация выпускников.
Образ дороги в творчестве русских и зарубежных писателей
Итоговое сочинение (изложение) Темы станут известны за 15 минут до проведения экзамена. Оценка - зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ необходимо получить зачёт.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Транксрипт:

Научно-практический семинар Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 17» г.о. Электросталь Научно-практический семинар: итоговое экзаменационное сочинение по литературе ОКТЯБРЬ 2015 года

«Тема пути, образ дороги в художественной литературе»

«Первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги»

Уводящая вдаль лента дороги это образ поиска и покоя, будущего и прошлого…

СКВОЗНОЙ Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "СКВОЗНОЙ" Сквозной [сквозной] прил. 1) Проходящий насквозь, через внутреннюю часть чего-л. с выходом наружу. 2) а) разг. Такой, при котором передвижение осуществляется от начального до конечного пункта маршрута без пересадок, перегрузок. б) Годный для проезда по всему маршруту (о билете). в) перен. Сохраняющийся на всем протяжении чего-л., насквозь пронизывающий что-л. 3) Распространяющийся на весь предмет, полностью охватывающий его. 4) а) перен. разг. Прозрачный, просвечивающий. б) Имеющий просветы, отверстия, дыры, сквозь которые проходит свет.

«Витязь на распутье» В. М. Васнецов

Дорогой, Судьбой нам проложенной. Каждый свой Крест несет на себе, Тот, что в Судьбу нам заложенный. А. Шевченко Путь – крест судьбы

ДОРОГАДОРОГА Жизненный пут героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь. Движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой. В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А. С. Пушкина «Таврида». Для Н. В. Гоголя дорога стала стимулом к творчеству, к поиску истинного пути человечества. Она символизирует надежду на то, что такой путь станет судьбой его потомков.

Путь как поиск места в жизни А.С.Грибоедов «Горе от ума», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Исторический путь России Н.В.Гоголь «Мёртвые души», А.С.Пушкин «Медный всадник» Путь (путешествие) как способа познания жизни и возможность описания социальной действительности А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Путь духовной эволюции А.С.Пушкин «Пророк», А.Чехов «Ионыч» Мотив пути в литературе

Путь развития и искания, духовного становления Л.Н.Толстой «Детство и отрочество», «Исповедь», «Война и мир» Путь как символ скоротечности жизни Н.А.Некрасов «Тройка», А.А.Блок «На железной дороге» Путь поиска правды Н.С.Лесков «Очарованный странник» Путь как этап жизни Л.Н.Толстой «Война и мир» (путь русского народа в Отечественной войне 1812 года» Мотив пути в литературе

А. Н. РАДИЩЕВ

Н. В. ГОГОЛЬ

ПУТЬ

Проверяем себя Определите ключевые слова в следующих темах сочинений: 1. Ах, дорожка, фронтовая… 2. Путь в вечность (Человек родом из вечности.) 3. Дорога в никуда…( Иногда хочется уехать в никуда) 4. Дорога чести 5. Тип « русского скитальца » в литературе 6. « Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь » ( Н.А.Некрасов) 7. Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо) 8. Путь к себе Дорога домой 10. Моё увлекательное путешествие 11. Духовные искания главных героев 12. Жизнь – это путь 13. Когда находишься в дороге 14. Дорога без начала и конца

И думаю: когда-нибудь и я, Устав от вас, враги, от вас, друзья, И от уступчивости речи русской, - Надену крест серебряный на грудь, Перекрещусь и тихо тронусь в путь По странной по дороге по калужской. М. И. Цветаева

Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем уч. год «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Вопросы, заданные человечеству войной Человек и природа в отечественной и мировой литературе Спор поколений: вместе и врозь Чем люди живы? уч. год Нет привязок к датам; В основе выбора направлений итогового сочинения – концепты: время, путь, любовь, дом. Это философские категории, в их рамках – тематика, по 5 тем в регионе. Пересечения тем в регионах не будет!

Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Тема «Путь» дает школьникам возможность самого широкого толкования слова. Можно рассказать о впечатлениях от поездки, а можно рассуждать о том, как личность выбирает свою жизненную дорогу. Как в каждой отдельной судьбе решается вопрос: «дьяволу служить или пророку», спасать всегда только себя или друга. Или весь мир. Можно написать рассуждение о пути развития человечества, есть ли у него цель и достижима ли она.

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана) Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

Литература Материалы семинара размещены на сайте МОУ «Гимназия 17» Н. В. Гоголь «Мертвые души» А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина» Н. С. Лесков «Очарованный странник» Н. А. Некрасов «Тройка» А. А. Блок «На железной дороге» А. С. Пушкин «Пророк» А. П. Чехов «Ионыч» А. С. Грибоедов «Горе от ума»