Звуковая карта (звуковая плата, музыкальная плата)- это компьютерный модуль, предназначенный для ввода/вывода аудио сигнала.
Звуковая карта встроенная в материнскую плату Звуковая карта как внешнее устройство Звуковая карта как отдельная плата
Звуковая схема определяет число каналов, используемых для подключения акустической системы. Существуют звуковые схемы: 2, 2.1, 4.0, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1.
АЦП(аналогового-цифровойй преобразователь) - это устройство, которое осуществляет преобразование аналогового сигнала в цифровую форму. При преобразовании (дискретизации) происходит замер амплитуды сигнала, и его величина записывается в числовой двоичной форме.
ЦАП(цифровой-аналоговый преобразователь) - это устройство, которое осуществляет преобразование цифровойго сигнала в аналоговый. При преобразовании на выходе ЦАП формируется сигнал, величина которого записана в цифровойй форме
Аналоговый фильтр - для подавления помех, возникающих при преобразовании аналогового сигнала в цифровойй; - Аналогового-цифровойй преобразователь (АЦП) - преобразует звук с микрофона, гитары, синтезатора в цифровойй вид; - Блок цифровойй обработки - изменяет частоты дискретизации, накладывает эффекты и т.п.; - Устройство сопряжения с компьютером - передает цифровойй сигнал в компьютер по шинам PCI, PCIe, USB, FireWire; - Цифрово-аналоговый преобразователь (ЦАП) - преобразует звук из компьютера для прослушивания в колонках; - Аналоговый фильтр - для подавления помех, возникающих при преобразовании цифровойго сигнала в аналоговый.
PCI - стандартная шина для персональных компьютеров. USB используется для подключения внешних звуковых карт к ноутбукам и настольным компьютерам. FireWire (IEEE 1394) - высокоскоростная внешняя последовательная шина для обмена данными между компьютерами и мультимедийными периферийными устройствами. PCMCIA, или PC Card - интерфейс для подключения компактных периферийных устройств. ExpressCard - стандарт карт расширения для ноутбуков, который приходит на замену PCMCIA.
Сегодня воспроизведение и запись звука кажутся настолько естественным процессом, что сложно себе представить, что недавно все обстояло иначе. Были времена, когда звук казался чем-то бесполезным и ненужным для ПК, а о естественности звучания никто даже не задумывался.
«Создатели игр нашли устройству иное применение: задавая частоту и очерёдность звучания, они создавали что-то вроде музыки. К концу 80-х каждая уважающая себя игра имела подобный «саундтрек»».
В 1986 году в продажу поступило устройство фирмы Covox Inc. Covox можно считать первой внешней звуковой платой. Covox был очень прост и дёшев по устройству (практически простейший резистивный ЦАП) и оставался популярным в течение 90-х годов
В 1988 году фирма Creative Labs выпустила устройство Creative Music System (С/MS, позднее также продавалась под названием Game Blaster) Примерно в это же время компания AdLib выпустила свою карту, одноимённую с названием фирмы Данный синтезатор для генерации звука использовал принцип частотной модуляции. Данный принцип позволял получить более естественное звучание инструментов, чем у Game Blaster.
Эта плата стала основой стандарта Sound Blaster, который в 1991 году Microsoft включила в стандарт Multimedia PC (MPC). Однако эти карты имели ряд недостатков: искусственное звучание инструментов и большие объёмы файлов, одна минута качества AUDIO- CD занимала порядка 10 Мегабайт.
В 1998 году компания Creative вновь делает широкий шаг в развитии звука и выпуском карты Sound Blaster Live!, которые остаются, в усовершенствованном виде, и по сей день.
- Для вывода мультимедийного аудио - Для игр - Для создания музыки - Для прослушивания высококачественной музыки hi-fi и hi-end и домашнего кинотеатра