Философия трансактного анализа Все люди хорошие: человеческие отношения во многом обусловлены представлениями о самих себе. Других людях и о том, как эти другие люди к нам относятся Каждый человек обладает способностью думать: вся жизнь человека в конечном итоге зависит от принятого им решения о том, какой она может быть и какой он хочет ее видеть Каждый человек определяет свою судьбу Жизненные позиции Я хороший – ты плохой Я хороший – ты хороший Я плохой – ты хороший Я плохой – ты плохой
Ребенок – источник наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Но здесь же страхи, капризы, недовольство. Поза и жесты соответствуют внутреннему состоянию Девиз: хочу, нравится Взрослый – необходим для выживания. Действует свободно независимо от посторонних влияний, объективно, рационально оценивая складывающиеся ситуации. Взгляд направлен на объект, на лице выражение внимания. Контролирует действия Родителя и Ребенка Девиз: целесообразно, полезно. Родитель – наша совесть, это автопилот, который автоматически выполняет привычные действия, потому что так принято, освобождает Взрослого от принятия обыденных рутинных решений, удерживает от опрометчивых поступков. Это правила, наставления, предостережения, основа личной этики Девиз: должен, нельзя.
Инстанция ЯТипичные способы поведения, высказывания Родитель Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем" Критический родитель Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опоздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!" Взрослый Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе" Ребенок Спонтанный ребенок Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!" Приспосабливающий ся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделать не сможете"
это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников.. Параллельные направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю. пересекающиеся имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции являются почвой для развития психологических игр. Теория игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр это один из методов, используемых транзактными аналитиками. Скрытые