Познавательно- речевое развитие дошкольников (муниципальное методическое объединение ДОУ) Панарина Наталья Александровна Старший воспитатель МБДОУ детский сад 6 ЗАТО Озерный 2014 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Задачи воспитания: Обогощать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь. Обогощать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности. Поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Вся работа строится на следующих принципах: принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой. принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка; принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д. Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность. Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей:
«Что я слышу забываю. Что я вижу я помню. Что я делаю я понимаю». Конфуций. Доступные и интересные дошкольникам типы исследований: Опыты (экспериментирование). Коллекционирование (классификационная работа). Путешествие по карте. Путешествие по «Назад в прошлое".
Исследовательская деятельность, как стержневая, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания: Чтение небольшого художественного произведения, водящего в конкретную тему - затем собственно исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему. Исследовательская деятельность - затем сюжетно- ролевая игра.
Критерием успешного продвижения ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста. Ребенок: Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы: "зачем?", "почему?", "как?"; Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения ("потому что.."); Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции); Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно « читать" схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы; Записывает истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. Потому, заботясь о богатстве, активности, связности речи, мы решаем проблему продуктивности мышления. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т.е., перефразируя пословицу, можно сказать Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека.