Образы природы в музыке П. И. Чайковского «Времена года» «Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВРЕМЕНА ГОДА П.И. ЧАЙКОВСКИЙ
Advertisements

- Что такое «музыкальный образ»? Как вы это понимаете?
Пётр Ильич Чайковский «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих.
Пётр Ильич Чайковский «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих.
«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полного жизни». (И.В.Гёте)
Петр Ильич Чайковский Музыкальный альбом. «Времена года» Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу.
Времена года П.И.Чайковский Васильева Г.Н. Заведующая ГДОУ д/с 40 Санкт-Петербург 2007 г. СПб АППО Центр информатизации образования.
Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны« А.Н.Майков.
Пётр Ильич Чайковский. «Времена года». Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу.
ПРОЕКТ « КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА » « Времена года » П. И. Чайковский.
Времена года в музыке. Тихо, тихо сядем рядом – Тихо, тихо сядем рядом – Входит музыка в наш дом Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, В удивительном.
П.И. ЧАЙКОВСКИЙ «БАРКАРОЛА. ИЮНЬ». П.И.ЧАЙКОВСКИЙ ( ) ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ -один из крупнейших русский композитор, музыка которого отличается.
Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов ( ) Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».
Природа в музыке и живописи. Природа в музыке и живописи Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце Здесь мало.
Открытый урок в 7 классе г..Ноябрьск, ЯНАО Учитель музыки МОУ СОШ 6 Решетникова С.Г.
Родная природа в поэзии и живописи. Цели: Сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; Сформировать.
Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусства МОУ гимназия 1 имени А.С.Пушкина г. Томска, учитель начальных классов Субботина Л.И.
VIII класс Эпиграф к уроку: «Не то, что мните вы, природа: / Не слепок, не бездушный лик-/ в ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в.
Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворён, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён… Не то, что мните вы, природа: Не лепок, не бездушный.
Мелодия – душа музыки П.И.Чайковский Выполнила: Ревенко А.А. МОУ ООШ с.Семёновка.
Транксрипт:

Образы природы в музыке П. И. Чайковского «Времена года» «Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни.» И. В. Гёте Выполнил ученик: 7 «Б» класса Шкепов Алексей. Руководитель: учитель музыки Лебедева М.Б.

Цель проекта: Какими средствами музыкальной выразительности композитор П.И. Чайковский создаёт образы природы? Цель проекта: Какими средствами музыкальной выразительности композитор П.И. Чайковский создаёт образы природы?

Задачи проекта Познакомиться с историей возникновения фортепьянного цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Познакомиться с историей возникновения фортепьянного цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Выяснить с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создаёт образы природы? Выяснить с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создаёт образы природы? Определить насколько стихи русских поэтов, подобранные как эпиграфы к каждой из пьес цикла, созвучны с музыкой автора. Определить насколько стихи русских поэтов, подобранные как эпиграфы к каждой из пьес цикла, созвучны с музыкой автора. Какие образы и настроения возникают в нашем воображении при слушание музыки Чайковского. Какие образы и настроения возникают в нашем воображении при слушание музыки Чайковского.

Возникновение цикла «Времена года». Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано.М.И.Чайковский

Весна «Март» «Песня жаворонка».Март. Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. "Песня жаворонка". Март: "Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны" А.Н.Майков «Песня жаворонка».Март. Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. "Песня жаворонка". Март: "Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны" А.Н.Майков А.Н.Майков В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

Весна «Апрель». "Подснежник" Апрель. Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. "Подснежник". Апрель: "Голубенький чистый Подснежник: цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином..." А.Н.Майков "Подснежник" Апрель. Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. "Подснежник". Апрель: "Голубенький чистый Подснежник: цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином..." А.Н.Майков В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.

Весна «Май». Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. "Белые ночи". Май: "Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!" А.А.Фет Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. "Белые ночи". Май: "Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!" А.А.Фет А.А.Фет Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно- радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно- радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы.

Итог проекта Итак, мы видим, что пейзаж в музыке Чайковского присутствует во всём богатстве своих проявлений, как «пейзаж настроения». Благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее. Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроение, слышать во всём своеобразную музыку. Итак, мы видим, что пейзаж в музыке Чайковского присутствует во всём богатстве своих проявлений, как «пейзаж настроения». Благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее. Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроение, слышать во всём своеобразную музыку.

Используемые материалы: Учебник «Музыка» Т.И. Науменко, В.В Алеев. Учебник «Музыка» Т.И. Науменко, В.В Алеев. Материалы Интернета «История создания фортепьянного цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Материалы Интернета «История создания фортепьянного цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Русская музыкальная литература, выпуск 4. Издание «Музыка» 1984 год. Русская музыкальная литература, выпуск 4. Издание «Музыка» 1984 год. О музыке Чайковского Б. Асафьев. О музыке Чайковского Б. Асафьев.