Выполнено : студенткой группы Д -1- А Клешниной Ксенией
Древняя Индия – это одна из первых цивилизаций мира, принесшая мировой культуре крупнейшее количество различных духовных ценностей. Древняя Индия – это достаточно богатейший субконтинент с бурной и сложной историей. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались империи, но из века в век была сохранена « непреходящая » самобытность культуры Инди. Данная цивилизация строила из кирпича большие и очень хорошо спланированные города с водопроводом и построила пиктографическую письменность, расшифровать которую по сей день не удается. Свое название Индия приобрела от названия реки Инд, в долине которой и располагается. « Инд » в переводе значит « река ». Протяженностью 3180 километров, Инд берет свое начало в Тибете, протекает через Индо - Гангскую низменность, Гималаи, впадает в Аравийское море. Разные находки археологов говорят о том что в Древней Индии было человеческое общество уже в период каменного века, и именно тогда возникли 1- ые социальные отношения,, зародилось искусство, появились постоянные поселения,, возникли предпосылки для развития одной из древних мировых цивилизаций – Индийская Цивилизация, появившаяся в Северо - Западной Индии ( сегодня почти вся территория Пакистана ). древних мировых
Она датируется приблизительно XXIIIXVIII веками до нашей эры и считается 3- ей по времени появления цивилизацией Древнего Востока. Ее развитие было на прямую связано с организацией высоких урожаев поливного земледелия. Первейшие археологические находки терракотовых статуэток и керамических изделий относят к 5 - му тысячелетию до н. э., они были изготовлены в Мехргархе. Из этого следует что, Мехргарх уже можно считать настоящим городом – это первый город в Древней Индии, о котором нам стало известно по раскопкам археологов. Исконным божеством у коренного населения Древней Индии – дравидов, был Шива. Он находится в числе 3- х главных божеств индуизма – Вишну, Брахмы, и Шивы. Все 3 бога считаются проявлением единой божественной сущности, но за каждым закреплена конкретная « сфера деятельности ». Так, Брахма считается творцом мира, Вишну был его хранителем, Шива был его разрушителем, однако именно он же заново его воссоздаёт. Шива у коренных жителей Древней Индии считался главным богом, считался образцом, достигшим своей духовной самореализации, управителем мира, демиургом. Долина Инда простирается на по соседству с древнейшем Шумером. Между данными цивилизациями, безусловно существовали торговые взаимоотношения, и вполне возможно, что именно Шумер оказал огромное воздействие на Индийскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории основным путем вторжения новых идей оставался северно - западный. Все другие пути в Индию были закрыты морями лесами и горами.
Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. На Севере Индии проходит горный хребет Гималаи, отделяющий Индию от других стран. Природа и климат Индии отличаются большим разнообразием. Почти весь полуостров Индостан занят плоскогорьем с жарким, засушливым климатом. Между этим плоскогорьем и Гималаями расположена обширная низменность, где протекают две могучие реки : Инд и Ганг. Обе они берут начало в Гималаях и вместе со своими многочисленными притоками образуют плодородные долины, отделенные одна от другой тропическими лесами и пустынями. В долинах рек много земли, пригодной для обработки и пастбищ. Животный мир Индии очень богат и разнообразен. Населению приходилось вести непрерывную борьбу с хищниками тиграми, пантерами, медведями, уничтожавшими людей и домашний скот, а также со слонами, вытаптывавшими посевы. Индия заселена с глубокой древности.
В различных частях Индии найдены грубые каменные орудия, которыми пользовались древнейшие люди. В третьем тысячелетии до н. э. в долине Инда возникают рабовладельческие государства со своеобразной культурой. Ученые раскопали в пустыне развалины городов с большими зданиями из кирпича и камня. Население этих городов занималось земледелием и скотоводством. Из камня, слоновой кости и металла искусные ремесленники изготавливали различную утварь и предметы роскоши. Была развита торговля, как внутренняя, так и внешняя. В городах имелись крытые рынки. Торговые связи поддерживались с Индокитаем и Месопотамией. У древнейшего населения Индии было письмо, которое пока еще не прочтено.
Во втором тысячелетии до н. э. с северо - запада в Индию проникли многочисленные племена, называвшие себя арии, что на языке древних индийцев означает « благородные ». Арии были кочевниками - скотоводами. Главное их богатство крупный рогатый скот, а основная пища молочные продукты. Впоследствии корова считалась у индийцев священным животным. Ариям была известна лошадь, появившаяся в Индии одновременно с ними. Коней запрягали в повозки и колесницы, приспособленные для быстрой езды и боя с врагами. Во главе племен ариев стояли племенные вожди раджи. Власть их была ограничена советом старейшин. С конца второго тысячелетия, с распространением железных орудий, индийцы начинают осваивать долину Ганга, расчищая джунгли, осушая болота. Они сеют ячмень и рис, возделывают хлопок. Полукочевое скотоводство уступает место земледелию.
Языки и письменность Древней Индии. В конце III тыся челетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокораз витой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говори ли жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индейцев относятся к XXV XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков - иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число 17. В отличие от языка индейцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в пере воде значит « совершенный ». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например : веды ; света свята ( праздник ), брахман рахманы ( кроткий ). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. « Чужие », как шудры, так и неприка саемые, не имели права изучать этот язык под страхом жесто кого наказания. Литература. О литературе индейцев ничего не известно. Но литература древних индийцев это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы яв ляются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды ( буквально мудрость ) священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся ду ховная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой.
Развитие земледелия и ремесла, а также захватнические войны привели к появлению у ариев имущественного неравенства. У раджей (« правитель »- титул владетельной особы, государя, князя или царя ), возглавлявших грабительские походы, скапливается много богатств. С помощью воинов они укрепляют свою власть, делают ее наследственной. Раджи и их воины превращают пленников в рабов. От крестьян и ремесленников они требуют уплаты податей и работы на себя. Раджи постепенно превращаются в царей маленьких государств. Во время войн эти маленькие государства объединяются в одно, и тогда правитель становился махараджей (« большим царем »). Со временем совет старейшин теряет свое значение. Из племенной знати набираются военачальники и чиновники, ведающие сбором ' налогов, организацией работ по вырубке лесов и осушению болот. Значительную роль в создающемся государственном аппарате начинают играть жрецы брахманы.. Они учили, что царь выше других людей, что он, « подобно солнцу, жжет глаза и сердце и никто на земле не может даже смотреть на него ».
В рабовладельческих государствах Индии в первом тысячелетии до н. э. население делилось на четыре группы, называвшиеся кастами. Первая каста состояла из брахманов. Брахманы не занимались физическим трудом и жили на доходы от жертвоприношений. Вторая каста кшатрии она была представлена воинами, в их руках находилось и государственное управление. Между брахманами и кшатриями часто велась борьба за власть. В третью касту вайшьев входили земледельцы, пастухи и торговцы. Все покоренное ариями местное население составило четвертую касту шудр. Шудры были слугами и исполняли самую тяжелую и грязную работу. Рабы не входили ни в одну касту. Деление на касты нарушило старое племенное единство и открыло возможность для объединения лиц, происходивших из разных племен в пределах одного государства. Принадлежность к касте была наследственной. Сын брахмана рождался брахманом, сын шудры шудрой. Для увековечения каст и кастового неравенства брахманы создали законы. В них говорится, что сам бог Брахма установил неравенство между людьми. Брахма, по словам жрецов, создал из своих уст брахманов, из рук воинов, из бедер вайшьев, а из ступней, которые в пыли и грязи, шудр. Кастовое деление обрекало низшие касты на тяжелый, унизительный труд. Оно закрывало способным людям путь к знанию и государственной деятельности. Кастовое деление тормозило развитие общества ; оно играло реакционную роль.
Государство Маурьев в Древней Индии В середине первого тысячелетия до н. э. произошли важные изменения в хозяйственной жизни страны. К этому времени основная часть долины Ганга была освоена. В сельском хозяйстве широко используется искусственное орошение. Процветают торговля и ростовщичество ; растут и богатеют города. Появилась необходимость в едином сильном государстве, способном обеспечить организацию оросительных или иных работ в широких размерах и вести захватническую политику в интересах господствующего класса. В V в. до н. э. в ходе длительной и упорной борьбы между небольшими государствами преобладающее влияние приобретает государство Магадха. Оно распространяет свое господство на все области между Гангом и Гималаями. В конце IV в. до н. э. вся Северная и часть Южной Индии объединилась под властью царя Чандрагупты. Он был основателем династии Маурьев. В государстве Чандрагупгы и его преемников была сильная армия, состоявшая из пехоты, конницы, боевых колесниц и слонов. Царь управлял страной, опираясь на чиновников и военачальников. Содержание войск и чиновников ложилось тяжелым бременем на трудящееся население страны. Увеличивалась эксплуатация крестьян - общинников, ремесленников и рабов. Рабами были не только чужеземцы, захваченные в плен, но и индийцы, оказавшиеся в долгу у богатых людей. Центрами жизни индийского общества становятся крупные города. В городах проживают чиновники, жрецы, торговцы, ремесленники, а также слуги и рабы богатых людей. Быт горожан начинает сильно отличаться от быта сельского населения. Государство Маурьев достигает наибольшего расцвета при внуке Чандрагупты царе Ашоке ( гг. до н. э.). Продолжая завоевательную политику Чандрагупты, Ашока присоединяет к своим владениям ряд соседних областей.
Государство Гупт и его падение. В первой половине IV в. Магадха вновь становится центром крупного рабовладельческого государства Гупт. Цари этого государства совершили ряд успешных завоевательных походов в долину Ганга и в Центральную Индию. Правители маленьких царств платили им дань. В IVV вв. продолжается развитие земледелия, ремесла и торговли. Индийцы освоили новые земли, прежде занятые джунглями ; шире, чем прежде, применяли искусственное орошение. Они выращивали хлопок и сахарный тростник. Из Индии разведение и обработка хлопка распространились в другие страны. Ремесленники добились больших успехов в изготовлении украшений, оружия, выделке тончайших хлопчатобумажных и шелковых изделий. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю с другими странами. Подъем хозяйства в Индии в IVV вв. связан с использованием труда свободных земледельцев, которым давали во временное пользование участки на условиях уплаты ими доли урожая. Рабовладельческая знать постепенно отказывается от использования труда рабов в своем хозяйстве. Окончательному падению рабовладельческих порядков в Индии способствует вторжение в середине V в. северных племен гуннов, образовавших на территории Индии свою державу.