Главный документ в университете – образовательная программа.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2013 года
Что регулирует? Разработку и реализацю образовательной программы на основе ФГОС
Что такое ОП?
Порядок… 2013 г. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации Статья 12 закона: ОП разрабатываются с учетом примерных основных образовательных программ
Какие трудности? Нет примерных образовательных программ! Кто создает примерные программы? По поручению федерального органа, как правило, УМО
Что сделано в КГМУ? По всем специальностям созданы ООП (около 2000 страниц без приложений) по ГОС Разработано Положение об ООП по ФГОС Разработано Положение о рабочей учебной программе, новый макет РУП Разработано Положение о Фонде оценочных средств по ФГОС
Что нам предстоит сделать? Провести работу по созданию ООП по всем специальностям по ФГОС Есть на сайте АННОТАЦИИ всех ОП НЕОБХОДИМО Разработка рабочих учебных программ по НОВЫМ требованиям
Меняется ли структура организации методической работы? От предметно-методических комиссий к методическим комиссиям по специальности: вертикаль власти
Что нового? Нет понятия Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) Все элементы УМКД в рабочей программе К предлицензионной проверке должна быть рабочая программа со всеми компонентами УМКД, в том числе с ФОС
ФОС включает в себя перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков.
Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике Казанский ГМУ определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.
Что с паспортом и программой формирования компетенции? Один из основных документов ОП, совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения ООП Это результат смещения акцента при проектировании ОП с содержания образования (входные параметры ОП) на результаты обучения и компетенции (выходные параметры ОП). В ПОРЯДКЕ…этих терминов НЕТ
«Матрица формирования компетенций по дисциплинам учебного плана» предложена КГМУ ФГБУ «Информационно – методический центр анализа» «Таким образом, рабочие учебные планы разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно, рекомендации ФГБУ «Информационно-методического центр анализа» не носят обязательного характера». Из ответа на запрос от
Что делать с распределением компетенций?
С чего начать работу? Компетенции дисциплины vs паспорт компетенции 1. Заведующими выпускающими кафедрами по данной специальности по каждой дисциплине определяются: состав компетенций (от 2 до 5); количество баллов отводимых на дисциплину (от 0,1 до 5 баллов) в данной компетенции (весовой коэффициент). 2. Перечень компетенций дисциплины и весовой коэффициент могут быть скорректированы после согласования с преподавателем, обеспечивающим преподавание данной дисциплины. 3. Используя распределение компетенций на данную дисциплину преподаватель, обеспечивающий подготовку по данной дисциплине, составляет карту компетенций дисциплины Такой подход заложен в новый макет Рабочей учебной программы, предложенный УМО!
Кафедра готовит карту компетенции Карта компетенции дисциплины состоит из: наименование компетенции дисциплины, дисциплины поддерживающие данную компетенцию; компонентный состав по каждой теме: что должен знать, уметь и чем владеть студент после изучения данной (темы). Указываются технологии формирования знаний, умений и навыков (различные виды занятий и самостоятельной работы).Определяются по каждой компоненте средства и технологии оценки компетентности студента. Указывается весовой коэффициент дисциплины в данной компетенции и объем ЗЕТ, приходящейся на данную компетенцию от объема всей дисциплины.
Паспорт компетенции: Из карт компетенций дисциплин составляются паспорта Компетенций Паспорт компетенции формируются по принципу: 1. наименование компетенции; 2. индекс компетенции; 3. компонентный состав компетенции (знает, умеет, владеет, сформированных из всех дисциплин поддерживающих данную компетенцию). 4. технологии формирования, средства и технологии оценки.
Необходимо обязательно отражать уровни освоения компетенции Первый уровень пороговый. Он формируется из компоненты знать. Оценивается как удовлетворительная оценка Второй уровень, продвинутый, он формируется из требований к компоненте уметь. Третий уровень – высокий. Он формируется из компоненты владеть.
Вывод: Хороший паспорт компетенции можно составить только при наличии рабочих программ и фондов оценочных средств по всем дисциплинам с 1 по 6 курс
Какие еще новации в Порядке … Нет понятия аудиторная работа Контактная работа «В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (далее - контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических или астрономических часах».
«При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение » Дистанционное обучение – это технология, может быть применена к контактной работе! Соотношение определяется ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ организацией САМОСТОЯТЕЛЬНО
Какие еще новации в Порядке … Сетевая форма реализации ОП (письменное согласие обучающихся) Обучение по индивидуальному учебному плану (письменное заявление) Ускоренное обучение