Попова Виктория и Алиева Эля 10А
Никколо Макиавелли итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств.
1. Государство нужно, чтобы ограничить эгоизм; 2. Оправдать насилие и вероломство можно, только если они необходимы во благо государства; 3. На основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевать власть, как она удерживается и теряется; 4. Ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; 5. Центральное место также занимает в его учении «фортуны» судьбы, которая благоволит молодым и богатым; 6. В борьбе за политическую власть допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Макиавелли узаконивает существование так называемой «ненормативной политики», то есть не соответствующей нормам морали или теологическим доктринам Средневековья». Один из основных трудов Макиавелли: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (1513 г.), где излагаются основы государственного управления в республике. Макиавелли высказывает свою приверженность республиканскому строю, показывает основные черты европейского государства нового времени, при этом делая акцент на необходимость применения исполнительной властью.
В произведении «Государь» (1513 г.) Макиавелли излагает принципы управления монархическим государством, где усматривает определенные преимущества в сильной диктаторской власти правителя. Макиавелли можно отнести к деятелям, обладающим опытом прикладной политической философии. Для Макиавелли, не существует добродетели или понятия о морали и этике поведения - все подчинено одной цели - достижению власти. «Макиавеллизм» свойственен и многим современным российским политикам.
Томас Гоббс английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.
1. Продолжал философские традиции Ф. Бэкона; 2. В основе возникновения государства лежал общественный договор; 3. Гражданское общество- союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его член обретают высшие человеческие качества; 4. Государство превалирует над гражданским обществом; 5. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути физическая сила и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй основанным на установлении, или политическим государством.
Виднейшим представителем политической мысли Англии является Т.Гоббс. Свой трактат «Левиафан» (1651), он начинает с характеристики «естественного состояния» человеческого рода. Естественному состоянию свойственны «отсутствие собственности, отсутствие владения, отсутствие точного разграничения между твоим и моим». Так как люди имеют одинаковые права и стремятся их осуществить, возникает «война всех против всех. Всеобщее равенство и всеобщая свобода исчезают. Страх смерти делает людей склонными к миру, и «разум подсказывает подходящие условия мира», на основе которых люди могут прийти к соглашению. Результат такого соглашения и есть государство. Следовательно, исходный пункт учения Гоббса о государстве – общественный договор с целью покончить с хаосом естественного до государственного состояния.
Лучшей формой государства Гоббс считал абсолютную монархию. В этой связи можно отметить противоречивый характер политического творчества английского мыслителя. С одной стороны, своей концепцией договорного происхождения государства он снимал ореол божественности и выводил его законы из разума и опыта, с другой – выступал в качестве теоретика политического абсолютизма, выступавшего за ничем неограниченную государственную власть. Абсолютное государство, не подвластное политико-правовому ограничению, необходимо, согласно Гоббсу, как гарантия от недостатков человеческой природы.
Джон Локк британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
1. Разработал теорию «естественного права», теорию разделения властей; 2. Свобода существует там, где каждый признается «владельцем собственной личности»; 3. Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную; 4. Государство создано для гарантии естественного права и законов, оно не должно посягать на естественное право и на закон, должно быть организовано так, чтобы естественное право было надёжно гарантировано; 5. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
Дж. Локку принадлежит заслуга разработки теории разделения властей на законодательную и исполнительную, в рамках которой приоритет отдается законодательной власти, представляющей большинство, тем самым утверждается верховенство парламента. Исполнительная власть должна только реализовывать законы. Судебная власть растворялась в исполнительной, так что проблему независимой судебной власти Локк не затрагивает. Локк поставил в центр своей политической концепции личность, ее права и свободы, отдавал ей приоритет перед государством и обществом.